В литературе, кино и других видах искусства мы сталкиваемся с разнообразными представлениями о зле в человеке. И в фильмах из этой подборки мы видим «зло» в самых разных формах, воплощённое персонажами. Интересно, что некоторым из них зрители нередко сочувствуют.
15. Чтец / The Reader (Стивен Долдри, 2008)
«Чтец» – мощная драма, снятая по одноимённому роману-бестселлеру писателя Бернхарда Шлинка.
В немецком городке Нойштадте 15-летний Михаэль по дороге из школы внезапно заболевает скарлатиной и на помощь ему приходит 36-летняя Ханна Шмиц, которая с материнской заботой доводит парня до дома. Спустя три месяца, он навещает её с цветами, чтобы поблагодарить. Ханна соблазняет его и между ними вспыхивает роман. Отношения зиждутся на сексе и чтении книг вслух. Михаэль читает, а Хана слушает. Но однажды она исчезает без всяких объяснений. Далее действие картины переносится в то время, когда Михаэль учится на юриста. Он встречает её при неожиданных обстоятельствах и узнаёт ошеломляющую правду. Ханну судят за нацистские преступления.
Главная героиня – необразованная женщина, которая сыграла небольшую роль в громадном злодеянии. Однако нельзя отрицать, что она знала о происходящем и выполняла приказы, которые её отдавались. Такова банальность зла. Массовые преступления совершил не один злой человек или небольшая группа плохишей. Люди обвиняют Гитлера в Холокосте, но в одиночку он бы никогда не смог этого сделать.
За роль Ханны Шмиц Кейт Уинслет получила премию «Оскар».
14. Госпожа жестокость / Miss Violence (Александрос Авранас, 2013)
Фильм «Госпожа жестокость» начинается с празднования 11-летия девочки, которая совершает самоубийство в собственный день рождения, спрыгнув с балкона. Зритель уже не просто наблюдает за сюжетом, а начинает играть в детектива, которому предстоит узнать о тайнах благопристойного семейства.
Члены семьи настаивают на том, что это был несчастный случай, а не самоубийство, но власти расследуют смерть девочки. В финале – шокирующая развязка, которая сменяет ощущение нависшей тайны удушающим чувством ужаса.
13. Бог ей судья / Leave Her to Heaven (Джон Малколм Стал, 1945)
Ричард и Эллен встретились в поезде. Она увидела в нём сходство с покойным отцом, к которому была привязана до одержимости, и влюбилась. Вскоре они женятся, но обнаруживается, что Эллен патологически ревнива. Она не хочет, чтобы супруг тратил время на кого-либо кроме неё.
Эллен отчаянно ищет любви и внимания от окружающих. Её любовь к Ричарду становится настолько назойливой и навязчивой, что она считает любого человека врагом их отношений. Героиня ни перед чем не остановится, чтобы держать всех подальше от супруга и даже срывает беременность, зная, что дети будут его отвлекать.
«Бог ей судья» – фильм-нуар и драма, ставшая самой кассовой картиной компании 20th Century Fox в 1940-х годах.
12. Мизери / Misery (Роб Райнер, 1990)
Фильм основан на одноимённом романе Стивена Кинга. В нём рассказывается о писателе по имени Пол Шелдон, который попадает в метель и его автомобиль сносит с дороги. На помощь приходит Энни Уилкс, бывшая медсестра и ярая поклонница книжной серии Шелдона. Сначала она радуется возможности раньше всех прочитать новый роман Шелдона, но узнав, что её любимая героиня гибнет, Энни приходит в ярость и требует переписать историю. Она держит Пола с переломанными ногами в своём доме в горах, и никто не знает, куда пропал писатель.
Сильная сторона фильма – это, безусловно, выдающаяся игра Кэти Бейтс. Актриса получила за эту роль «Оскара» и «Золотой глобус».
Это отличный фильм ужасов и один из лучших фильмов по романам Стивена Кинга.
11. Американский психопат / American Psycho (Мэри Хэррон, 2000)
Патрик Бэйтман – молодой человек, работающий на Уолл-Стрит. Он стремится к успеху на работе, посещает модные и престижные заведения, носит стильную одежду. Каждый день Патрик уделяет внимание своей внешности, ухаживает за своей кожей, лицом и телом. А ещё он убивает людей. Почти каждый день.
Интересная особенность «Американского психопата» – это контраст. Фильм наполнен идеальными фасадами, красотой и симметрией. Эти холодные, почти как у Кубрика, образы резко контрастируют с вспышками насилия и кровавыми убийствами. То же самое можно сказать о главном персонаже, чьё спокойствие чередуется с крайней жестокостью.
10. Эксперимент 2: Волна / Die Welle (Деннис Ганзель, 2008)
В основе фильма лежит книга, описывающая реальный эксперимент «Третья волна», который провёл учитель истории в 1967 году в калифорнийском городе Пало-Альто.
Действие картины происходит в немецкой гимназии, где преподаватель решает показать учащимся, насколько легко манипулировать массами. Он вводит строгие правила и повышает дисциплину на уроках, призывает учеников носить форму и логотип. В течение недели одноклассники шпионят друг за другом и пытаются навязать правила тем, кто не желает им следовать. Однако эксперимент учителя возымеет неожиданные последствия.
Эксперимент «Волна» и снятый по нему фильм показывает, как легко фашизм может повториться не только в Германии, но, возможно, в любом другом месте.
9. Прирождённые убийцы / Natural Born Killers (Оливер Стоун, 1994)
Микки и Мэллори Нокс – серийные убийцы. Они путешествуют по маршруту 666 и без всякой причины убивают людей, просто ради удовольствия. В СМИ о них рассказывают в сенсационной манере и превращают пару в настоящую легенду.
Насилие, показанное в бешеном темпе, используется как самый захватывающий элемент в фильме. Сцены наполнены кровью и убийствами на фоне безумной влюблённости пары. Главное «зло» здесь, кажется, в том, что героев не волнует никто, кроме них самих. Ещё этот фильм – сатира на СМИ, где широко используют насилие для повышения рейтингов.
8. Пустоши / Badlands (Терренс Малик, 1973)
Истрия о 15-летней девочке Холли и её парне по имени Кит. Он на десять лет старше своей избранницы и убивает её отца, когда тот запрещает им встречаться. После убийства пара пускается в бега. Они направляются к канадской границе, а на пути совершают череду преступлений.
Несмотря на убийства и насилие, фильм наполнен красивыми природными пейзажами и отличной музыкой. Прекрасный кинодебют Малика.
7. Забавные игры / Funny Games (Михаэль Ханеке, 1997)
Фильм непременно впечатлит любого поклонника ужасов насилием и безнравственностью. Кинорежиссёр Михаэль Ханеке даже снял ремейк на собственный фильм спустя 10 лет для американской аудитории.
Семья, приехавшая в свой дом у озера с намерением отдохнуть, становится жертвой психологических и физических пыток со стороны двух молодых садистов, которые к ним явились. Сначала они представились соседями, затем началась «игра». За цивилизованным внешним видом молодых людей скрываются садистские намерения и полное отсутствие сочувствия.
6. Чужое лицо / Tanin no kao (Хироси Тэсигахара, 1966)
Господин Окуяма обжёг лицо вследствие неудачного химического опыта и соглашается на эксперимент своего психиатра, который предлагает ему носить реалистичную маску. Постепенно Окуяма становится другим, меняется его поведение и его личность.
В начале фильма герой чувствует себя жутко неуверенным. Он понимает, что люди всегда будут в первую очередь реагировать на его изуродованное лицо. Но, получив маску, он преображается.
Окуяма понимает, что с новой личностью он не несёт ответственность за свои действия, поскольку фактически он – «никто». Это подводит нас к главному вопросу, который поднимается в фильме: человек – существо доброе или злое, если его отделить от его же личности?
Как и большинство фильмов Тэсигахара, «Чужое лицо» – настоящий шедевр, один из лучших и самых показательных фильмов японской «новой волны».
5. Подглядывающий Том / Peeping Tom (Майкл Пауэлл, 1960)
Этот британский фильм оказал огромное влияние на развитие жанра триллеров и хорроров. Правда, при выходе на экран на него обрушился шквал критики, в Соединённом Королевстве фильм запретили, но со временем «Подглядывающий» получил высокую оценку за психологическую сложность, особенно в отношениях между главным героем, его отцом и жертвами.
Ключевой персонаж не похож на классического маньяка. Это очень тихий, неуверенный, испуганный и сексуально угнетённый молодой человек, работающий помощником кинооператора. В детстве отец проводил над ним необычные психологические эксперименты, исследуя природу страха. Теперь он начинает убивать женщин и снимать их испуганные лица на камеру.
4. Нефть (И будет кровь) / There Will Be Blood (Пол Томас Андерсон, 2007)
Человеконенавистник, жадный, эгоистичный и совершенно не способный любить никого и ничего кроме нефти и успеха. Таков Даниэль Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис), успешный бизнесмен, воплощение американской мечты, нефтяной магнат, который начинал путь обычным шахтёром.
«Нефть» обычно описывают как американскую драму, но он легко тянет на фильм ужасов. Мы наблюдаем, как главный герой постепенно пускается в безумие, совсем как Джек Николсон в «Сиянии». Дэй-Льюис в этой роли настолько хорош, что на самом деле становится страшно. Несомненно, это один из лучших фильмов нулевых.
3. Догвилль / Dogville (Ларс фон Триер, 2003)
Беспощадный фильм о человеческой безнравственности, чёрствости и жестокости. Режиссёр Ларс фон Триер не оставляет никаких надежд на перемены к лучшему. Это история о добропорядочных обитателях маленького городка Догвилль, которые приютили беглянку Грейс, спасающуюся от гангстеров, а затем превратили её в рабыню. Однако в конце они узнают, кто эта девушка.
2. Белая лента / Das weiße Band (Михаэль Ханеке, 2009)
В 1913 году, незадолго до Первой мировой войны, в немецкой деревне происходит ряд загадочных происшествий. В фильме поднимается масса вопросов, но почти нет ответов. События, в которые втянуты многие взрослые и дети, похоже, странным образом связаны между собой. Разобраться в них пытается местный учитель.
Это чёрно-белая кинолента о природе зла и воспитании детей, которым суждено стать нацистским поколением.
1. Заводной апельсин / Clockwork Orange (Стэнли Кубрик, 1971)
Культовая адаптация от режиссёра Стэнли Кубрика на известный роман Энтони Бёрджесса. Эта криминальная драма заслуживает внимания для всестороннего и углублённого исследования вопросов морали, агрессивного поведения и государственных методов реабилитации.
«Заводной апельсин» – один из самых популярных фильмов в истории кино, снятый одним из популярнейших режиссёров. В нём рассказывается о молодом парне по имени Алекс, который вместе со своей бандой бесчинствует в городе, а после убийства женщины попадает в тюрьму. Фильм указывает не только на правительство и уголовно-исполнительную систему, но и на общество в целом. Дебаты на тему реабилитации и эффективности исправительной политики бушуют по сей день, увенчиваясь дискуссией о смертной казни. Но если общество «обрабатывает» преступников, чтобы лишить их не только безнравственности, но и собственной морали, сознательного выбора, природа которого, по сути, делает нас людьми, разве это не антиутопия?