1. Витус Беринг (1681 – 1741) мореплаватель – Дания
Беринг стал человеком, исполнившим одно из последних распоряжений царя Петра Первого. Незадолго до смерти, в январе 1725, Петр написал секретную инструкцию, по которой Берингу было поручено отыскать пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.
Беринг, родившийся в Дании, служил в русском флоте с самого его начала – с 1703 года, и в 1725 уже был капитаном 1-го ранга. Его экспедиция стала первой научной морской экспедицией в России. В 1725-1727 годах, прибыв на Камчатку по суше, Беринг и его команда проплыли через Берингов пролив и вышли в Чукотское море, показав, что Азия и Америка не соединяются сушей. В ходе этой экспедиции было окончательно открыто северо-восточное побережье Азии; однако Америки Первая Камчатская экспедиция Беринга так и не достигла.
Волю Петра удалось выполнить лишь в 1741, когда уже 60-летний капитан Беринг пристал к американским берегам. Это было последним его подвигом – по дороге назад, в тяжелейших условиях зимовки, Беринг умер на острове, впоследствии названном его именем. Его останки были найдены и идентифицированы только в 1990-х годах.
2. Доменико Трезини (1670 – 1734), главный архитектор Петербурга – Швейцария
Доменико Трезини был родом из Тессинского кантона Швейцарии. Удивительным образом люди, родившиеся там, славились на всю Европу своим мастерством строителей и каменотесов. В 33 года, поработав в Европе, Треззини подписал контракт на службу в России, где царь Петр только что основал Петербург.
Как самый опытный из всех приглашенных Петром архитекторов, Трезини стал главным строителем новой столицы. Одновременно он наблюдал за сооружением несколько десятков зданий, и общим видом Санкт-Петербурга мы обязаны его вкусу. Именно он – автор Петропавловского собора и Здания 12 коллегий – первых министерств России. Также Трезини составил сборник типовых проектов жилых домов и дач – и этим определил архитектурную стилистику Петербурга на годы вперед.
3. Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), архитектор, автор Зимнего дворца – Италия
Бартоломео Растрелли, хотя и был итальянцем, родившимся в Париже, вырос в России. Его отец, скульптор и инженер Бартоломео Карло Растрелли, был приглашен Петром Великим в Петербург в 1716.
Именно отец и стал первым учителем Бартоломео, который также расширял свои знания в путешествиях в Европу. Первые же заказы молодого архитектора были царского уровня – Рундальский и Митавский дворцы для герцога Бирона, фаворита Анны Иоанновны. Великолепный Рундальский дворец можно подробно рассмотреть в фильме HBO ‘Catherine the Great,’ большинство дворцовых сцен которого сняты именно там. А почему? Потому что он – наиболее близок к подлинным дворцам русских царей, Зимнему дворцу в Петербурге и Большому дворцу в Петергофе. Спроектировал их именно Растрелли.
Растрелли отличался выдающимся подходом к работе – известно, что он самостоятельно договаривался с плотниками, каменщиками, гончарами, поставщиками материалов. Став главным архитектором русского двора, он одновременно руководил несколькими проектами, но во всех чувствовался его уникальный и узнаваемый стиль, получивший название «елизаветинского барокко». Не менее, чем дворцы, известны его Смольный собор в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве – образцы барочной архитектуры.
Именно барокко и погубило Растрелли – когда этот стиль вышел из моды, и заказы Растрелли иссякли. Привыкший жить в роскоши архитектор очень быстро разорился. Он пытался бежать из России и предложить свои проекты Фридриху II, но тому тоже оказался не мил устаревший стиль. Растрелли вернулся в Россию. Чтобы свести концы с концами, он распродавал мебель и предметы искусства из своего дома. Точное место смерти его неизвестно.
4. Августин Бетанкур (1758 – 1824), инженер – Испания
Знаменитостью Августин Бетанкур стал еще на родине, в Испании. Потомок знатнейшего рода, он получил образование инженера в лучших университетах Европы. В 1798 году Августин устроил первую в Испании телеграфную линию, а впоследствии стал начальником корпуса инженеров путей сообщения. Но в это время в Испании начался экономический и политический кризис и назревала война. Бетанкур был вынужден бежать из страны; казалось, его блестящая карьера сломана. Но в 1808 году его пригласили в Россию, где сразу же предоставили чин генерал-майора и неограниченные возможности – русским были нужны инженерные таланты.
Бетанкур, почти неизвестный самим русским, оставил огромный след в самых разных областях русской жизни. Он был первым директором Экспедиции заготовления государственных бумаг, и большинство тогдашних станков для изготовления русских денег были созданы Бетанкуром. Он же стал первым начальником русского института инженеров путей сообщения – при Бетанкуре были подготовлены специалисты, которые потом начали строительство первых русских железных дорог.
Но главный плод трудов Бетанкура знает каждый русский – это Александровская колонна в Петербурге. Именно по разработанной Бетанкуром системе его ученик, скульптор Огюст Монферран, сумел поставить вертикально 600-тонный гранитный монолит.
5. Огюст Монферран (1786 – 1858), архитектор, автор Исаакиевского собора – Франция
Огюст Монферран служил в армии Наполеона, но карьера его началась с того, что он преподнес альбом своих архитектурных проектов победителю Наполеона – русскому императору Александру, когда в 1814 году тот со своей армией вошел в Париж. Александру проекты понравились, и 30-летний архитектор вскоре был приглашен в Петербург. Тут он и познакомился с Августином Бетанкуром, который занимал должность председателя комитета о городских строениях в Санкт-Петербурге.
Бетанкур разглядел незаурядный талант молодого архитектора и на свой страх и риск предложил императору кандидатуру Монферрана как архитектора для перестройки Исаакиевского собора. Этот храм был одной из святынь Петербурга: он был основан при Петре Великом, и именно здесь он венчался с императрицей Екатериной. Кроме того, работа по перестройке храма была архисложной: существовавший собор нужно было частично разобрать и, не трогая освященные три алтаря, встроить в новый объем.
Монферран руководил строительством собора всю жизнь – Исаакий был окончен в 1858 году, а через месяц Монферран скончался. Его последним желанием было быть похороненным в подземелье собора, но император Александр II не дал на это разрешения, так как Монферран был католиком. Гроб с телом Монферрана лишь трижды обвезли вокруг огромного собора; а внутри собора стоит его бюст. Он сложен из осколков камней, использовавшихся для облицовки Исаакиевского собора. Огюст Монферран был похоронен в Париже, возле могилы матери.
6. Борис Якоби (1801 – 1874), физик, изобретатель гальванопластики – Германия
Купола Исаакиевского собора, созданного Монферраном, золотили с помощью паров ртути – и в результате от 60 до 100 мастеров погибли. Физик Борис Якоби придумал гальванопластику – технологию, позволявшую покрывать предметы металлами с помощью электрического тока. Более мелкие детали украшения Исаакиевского собора покрывали золотом именно с помощью этой технологии.
Борис (Мориц) Якоби родился в Потсдаме, в богатой еврейской семье. Его отец был личным счетоводом короля Пруссии, поэтому Мориц получил великолепное инженерное образование. Его главным интересом стало электричество – и в 1834 он собрал первый в мире электродвигатель. Произошло это в Кенигсберге, недалеко от русских владений. Якоби был приглашен жить и работать в Россию – император Николай I увидел большое будущее в созданной Якоби технологии.
Мориц Якоби переехал в Россию в 1837 – как оказалось, навсегда. В Петербурге к нему относились как к великой знаменитости – сразу же по приезду ему были выделены 50 000 рублей (эквивалент зарплаты 10 министров за год) на разработки; и Якоби не подвел. Уже в 1838 он делает главное свое открытие – изобретает гальванопластику. В 1841 Якоби сделал для русского царя первый буквопечатающий телеграф – с его помощью Николай из своего кабинета в Зимнем дворце мог общаться с офицерами Главного штаба, находящегося на другой стороне Дворцовой площади. Вскоре линии телеграфа Якоби протянулись и в загородные резиденции. Якоби так никогда и не уезжал из России. Он стал русским дворянином и умер почтенным стариком в Петербурге в 1874 году.
7. Маурис Петипа (1818 – 1910), балетмейстер – Франция
Российский балет сегодня – один из символов русской культуры. Интересно, что у его истоков стоял француз. Маурис Петипа родился в Марселе в семье Жана-Антуана Петипа, известного во Франции балетмейстера. Жизнь всей семьи была подчинена искусству танца: они постоянно были в разъездах. Сыновья Жана-Антуана, Люсьен и Маурис, с самого детства выступали с отцом. А в России тем временем была жестокая нехватка качественных хореографов.
Вся культура российской элиты строилась на умении изящно двигаться и танцевать. Поэтому, когда Мауриса Петипа пригласили в Петербург в 1847 году, он уже через 4 месяца перевез с собой отца – в русской столице был просто Клондайк для хореографов. У знаменитых французов не было отбоя от учеников. С 1869 года Маурис Петипа становится главным балетмейстером Императорских театров. В 1894, в 72 года, он стал подданным Российской империи. Петипа прожил огромную жизнь и умер в Гурзуфе, в Крыму, в 1910 году. Петипа создал русский стиль академического балета и воспитал несколько поколений выдающихся танцовщиков.