Откуда появилось выражение «принести в подоле»
В настоящее время данное выражение означает, что женщина родила ребенка вне брака. А сотни лет назад это означало, что женщина действительно принесла новорожденного в подоле. Все это было связано с тем, что женщины работали вплоть до самых родов. Например, нередки были случаи, когда женщина рожала прямо в поле.
К самим родам так щепетильно не относились, как сейчас, поэтому вещей для новорожденных детей не носили с собой. И, если уж момент деторождения застал женщину за работой, то она просто заворачивала малыша в платок, фартук либо несла домой в подоле своего платья. К слову, у этого выражения есть еще одно значение. В некоторых пословицах русского народа под словосочетанием «носить в подоле» имеется в виду баловать, залюбливать ребенка.
Главные обряды на крещении
Таинство крещения на Руси было наполнено различными обрядами и ритуалами, которые направлены на защиту малыша от злых сил, а также для привлечения в его жизнь счастья, здоровья, богатства. Наиболее интересные из них: «бабкина каша» и «обмывание копытец». Крещение детей происходило в основном на третий, восьмой или сороковой день от его появления на свет.
Одно из главных угощений на столе в день крестин была кутья. Сейчас ее в основном делают на Рождество и поминки, а раньше готовили еще и на крестины. Кашу для крестин готовили из ячменя или пшеницы, добавляя туда сливочное масло, молоко, мед и изюм. Называлась эта кутья «бабкина каша», потому что готовила ее повитуха, то есть бабка. Эту кашу выносили под конец праздничного застолья. Заплатив несколько монет, кутью выкупали крестные.
Кстати, чтобы отец ребенка прочувствовал всю горечь и боль, которую пережила мать во время родов, бабка специально подавала ему очень перченую и соленую стряпню. Когда она несла это угощение отцу, приговаривала: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».
А вот выражение «обмыть копытца» или «обмыть ножки» на крестинах появилось после старой традиции выпивать могарыч во время продажи лошади. На крестинах, в завершении торжества, гости выпивали за крепкое здоровье малыша и дарили ему различные подарки. Кстати, иногда детские ножки реально омывали вином. Считалось, что так к новорожденному придет здоровье, удача и богатство. В данный момент времени это выражение означает отпраздновать крещение ребенка и выпить за его счастье и здоровье.
Подарки на «на зубок»
Поначалу выражение «на зубок» означало положить роженице на зубок, посеребрить или позолотить, в общем одарить роженицу. Так что изначально на Руси подарки принимала мать, а никак не младенец. А вот позже трактовка этого выражения изменилась, «на зубок» стали дарить подарок именно новорожденному. Зажиточные семьи старались подарить какую-нибудь вещь, сделанную из серебра. Отсюда и пошло выражение «посеребрить зубок».
На Руси в основном малышу дарили «на зубок» ложку. Дарили ее, потому что она являлась предметом личного пользования. Как сейчас у каждого есть своя зубная щетка, так раньше была своя личная ложка. Соответственно, новорожденному она вскоре тоже понадобится. Ложку старались дарить, когда прорезался первый зубик, ведь в этот период малыша начинали прикармливать кашами, супами и другой взрослой пищей. Так что подаренный столовый прибор очень даже пригодится ребенку.
Обряды, связанные со сном малыша
Для крепкого и здорового сна ребенка, в подвесную колыбель клали камешек либо же небольшой кусочек коры осины. В некоторых семьях в кроватку малыша, прежде чем его укладывать спать, пускали полежать кошку, ведь она знает толк в хорошем сне, да и является персонажем многих колыбельных.
На Руси верили, что деток помогает укачивать Дрема — вечерний или ночной дух. Его представляли в образе небольшой старушки с теплыми и ласковыми руками, а также тихим и усыпляющим голосом.
Также существовала примета, что нельзя качать колыбель без ребенка, так как это может привести к бессоннице малыша, а также к скорой беременности матери. А самое страшное, что могло произойти, если качать пустую колыбель — это смерть малыша. Кстати, и по сей день данная примета существует на Кавказе, в Казахстане и во многих странах Европы. В нашей стране даже нежелательно качать пустые детские коляски.
Почему нельзя стричь детей до года
В давние времена с обрезанием волос было связано много обычаев и примет. Например, до 1900-х существовал обряд обрезания косы у молодой невесты на свадьбе. А в настоящее время дошли лишь отголоски постригов детей. Существует примета, что до того, как ребенку исполнится годик, его нельзя стричь, так как можно «укротить ум» либо же «застричь язык», то есть развитие речи и интеллекта у малыша будет происходить намного медленнее. А вот после года стричь можно спокойно. В былые времена, чтобы привлечь в жизнь ребенка успех и богатство, его стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу.
Почему молочные зубы кидали мышке
В наши дни все чаще прибегают к европейской версии, где зубик забирает Зубная фея, оставляя за него вознаграждение или подарок малышу. Такой вариант появился еще в конце XIX века благодаря сказке, которую написал Луис Колома по просьбе королевы Испании Марии Кристины Австрийской для ее сына.
Но первыми внимание молочным зубам уделили викинги, они носили с собой зуб как некий талисман для привлечения удачи и неиссякаемой силы в битвах. В старые времена гостинцы на выпадение молочных зубов не дарили детям, но у них был ритуал, который проводили, чтобы новые зубы у ребенка выросли крепкие и здоровые. Для этого ребенок должен был стать спиной к печи, кинуть через свое плечо выпавший молочный зуб, приговаривая во время броска: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!»
Переход во взрослую жизнь
В возрасте семи лет у деток наступал новый и ответственный период в их жизни. Этот этап являлся первым в их вступлении во взрослую жизнь. По традиции в этом возрасте дети начинали принимать активное участие в различных работах, например, собирать урожай или пасти скотину. Так же они приобщались к работе по дому. Причем матери учили девочек шить, готовить, нянчить младших братьев и сестер, в общем различным женским работам, а отцы брали на поруки сыновей, обучая мужским занятиям.
Помимо различных работ дети начинали обучаться грамоте. Чтобы придать серьезности, в возрасте семи лет у детей менялась одежда. Если раньше они ходили в свободных длинных рубашках, одеваясь в обычную одежду лишь на праздники, то теперь девочки начинали носить только юбки и сарафаны, а мальчики — рубахи и штаны.