Бенедетта Барзини много лет скрывала от своих детей, что была манекенщицей. А все потому, что ненавидела ту индустрию, которая когда-то подарила ей статус супермодели.
Начало и конец пути
Бенедетта Барзини родилась в 1943 году в семье итальянского журналиста Луиджи Барзини-младшего и Джанналисы Фельтринелли. Сводный брат Бенедетты в дальнейшем стал известным политическим деятелем левого крыла. Когда будущей супермодели было всего двадцать, ее – высокую, болезненно худую, с трагическим взглядом темных глаз – заметила на улице Консуэло Креспи – редактор итальянского Vogue. Через некоторое время фотографии Бенедетты попали в руки всемогущей Дианы Вриланд, и та пригласила девушку в Нью-Йорк. «Это ненадолго, кому я там нужна?» - подумала Бенедетта. Она решила пробыть в Нью-Йорке пару-тройку дней… и осталась на пять лет.
Ее драматичная внешность покорила сердца звездных американских фотографов. Дерзкая и в то же время элегантная, она позировала Ричарду Аведону. Потом Бенедетта скажет: «Камера – мой враг». Она демонстрировала роскошные шубы и шелковые платья на Неделях моды, получила приглашение на «Черно-белый бал» Капоте (далеко не все знаменитости Америки могли этим похвастаться), а затем оказалась на приеме у Кеннеди.
Ее красота сводила с ума даже Энди Уорхола, в целом равнодушного к женщинам – отец поп-арта посвящал ей стихи. В ноябре 1965 года она появилась на обложке итальянского Vogue, стала первой итальянкой на обложке американского выпуска легендарного глянца, вошла в число «100 самых красивых женщин мира», вскружила голову Сальвадору Дали. Но отчего-то всегда чувствовала себя не в своей тарелке – не участницей событий, а беспристрастной зрительницей, которую насильно затащили на скучное представление. Мир стремительно несся мимо нее, мелькали вспышки фотокамер, Нью-Йорк сверкал и шумел вокруг, громкие имена, лица с обложки… А Бенедетта все время думала – что, в конце концов, она здесь делает?
Карьерный век модели недолог. Бенедетте было двадцать пять, когда ей все реже начали звонить с приглашениями на съемки и все чаще стали говорить – пора бы тебе найти богатого «папочку» и поскорее выскочить за него замуж. Но она не хотела быть увядающим цветком в букете какого-нибудь миллионера, даже не подозревающего, что она – не красивая вещь, а личность. Так в двадцать пять лет Бенедетта завершила карьеру модели (неокончательно – хоть она и говорила, что «однажды телефон перестает звонить», но ее звали на показы и в пятьдесят, и в семьдесят лет). Она вернулась в Милан – и там началась совсем другая жизнь.
«Моя костная структура теряла актуальность»
Дома Бенедетта обнаружила довольно неприятную вещь: у нее ничего нет. У нее не было ни опыта работы, ни имущества, ни какого-либо социального статуса, кроме «бывшей супермодели». В это время, вновь заинтересовавшись кинематографом (снималась в кино в годы модельной карьеры), она познакомилась с кинорежиссером Роберто Фаэнца. Они поженились, Бенедетта забеременела – ждала близнецов. В ночь их рождения Фаэнца разорвал отношения с ней. Впрочем, вскоре она встретила своего второго мужа – Антонио Баррезе, в браке с которым у нее также родилось двое детей. Так, казалось бы, и должны завершаться истории «бывших супермоделей» - многодетная мать, верная жена, благополучный мещанский быт… Но здесь неожиданно начинается история левой активистки и иконы феминизма Бенедетты Барзини – той, кому в 2017 году городской совет Милана вручил медаль за выдающиеся заслуги в борьбе за права женщин.
Борьба Бенедетты
В 1973 году Барзини вступила в марксисткую партию и примерно в то же время начала заниматься феминистским активизмом. В восьмидесятые развивалась ее преподавательская карьера. Сначала она преподавала антропологию, но со временем ее научно-педагогические интересы все больше разворачивались в сторону гендерных исследований. Она активно читала лекции о репрезентации женщин в искусстве и фотографии, о том, как медиа навязывают женщинам один определенный образ – «женщина-мать», «женщина – это природа» (иррациональная, нелогичная, неспособная на интеллектуальную деятельность), о том, как капитализм, используя рекламу, заставляет женщин тревожиться о своей внешности все сильнее – и все больше покупать косметических средств, модной (а не той, что нравится) одежды, делать пластические операции… Она преподавала в Миланском политехническом университете и Новой академии изящных искусств, в университете Урбино и вошла в число наиболее влиятельных феминисток академического уровня.
«Я больше не красива… какое благословение!»
По ее словам, отражение в зеркале радует ее все больше с каждым годом, и эту старушку в потертых джинсах она любит гораздо больше, чем ту черноволосую красавицу в пестрых шелках. Многие боятся потерять красоту, но Бенедетта говорит, что это стало освобождением: «Морщинистое лицо с гривой седых волос похоже на кого-то настоящего, подлинного, кто имеет истинное представление о том, кто она есть и чем на самом деле жила, а не на человека, который тратит время на беспокойство о том, завиты ли ее ресницы или нет».
Несколько раз в зрелости она принимала участие в модных показах профеминистских брендов, транслирующих идею «красоты в любом возрасте», но в целом не верила в успешность подобной пропаганды. Стандарт должен быть разрушен, а не расширен. Барзини завершила свою светскую жизнь и преподавательскую деятельность в 2010-х годах, решив уйти в уединение и посвятить время размышлениям. Пришло время настоящей свободы.
P.S. «Исчезновение моей матери»
А Беньямино Баррезе снял о ней фильм. Это история назойливого сына-режиссера, мечтающего раскрыть все тайны своей матери – а она упрямо убегает от камеры. В этом фильме Бенедетта много говорит о том, как модная индустрия обезличивает и низводит живых людей до красивых «вещиц», как слепое поклонение стандартам красоты стирает индивидуальность женщин и лишает их силы – говорит с преподавательской кафедры и на телешоу, говорит зрителям и самой себе.
Однако модная индустрия со временем претерпевает изменения. Сегодня женщины с феминистскими взглядами возглавляют крупные бренды - например, Миучча Прада с легкостью ломает стереотипы, отвергает излишнюю "красивость" и стремится показать женщинам их силу.