Режиссёр из Чили, Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky), был сыном еврейских эмигрантов из Украины. История его «Дюны» (Dune) берёт своё начало в декабре 1974 года. Сногсшибательно сюрреалистический и поистине эпический фильм был почти закончен Ходоровски в 1970-х годах. Режиссёр хотел создать незабываемое произведение искусства на основе фантастической саги Фрэнка Герберта. Задумка была великолепной, но фильму было не суждено увидеть зрителя. Как же это необычное и сложное предприятие возникло и внезапно исчезло, как песчаный червь, гоняющийся за пропитанием в пустыне?
Некоторые критики называют это «величайшим фильмом, который никогда не был снят»... Видение Ходоровского того, чем должна была быть «Дюна», действительно завораживает». Алехандро хотел начать ленту с длинного кадра, в котором воплотились бы все современные достижения кинофантастики. Концом стало бы всеобщее просветление и превращение пустынной планеты Арракис, на которой разворачиваются происходящие в фильме события, в цветущий рай.
Скорее всего главной причиной неудачи этой идеи стало то, что в основе проекта лежали творческие, а не коммерческие интересы. Сейчас Ходоровски 91 год и он говорит по этому поводу следующее: «Ван Гог когда-то отрезал себе ухо... Но мне довольно сложно представить голливудского режиссёра режущим своё ухо из-за того, что он не может снять свою картину, хотя я готов был сделать это».
Предыдущая попытка адаптировать «Дюну» к экрану провалилась. Предыдущие продюсеры хотели, чтобы Дэвид Лин («Лоуренс Аравийский») сыграл в фильме, но ему это было неинтересно… Да и задачи перед всеми участниками проекта стояли просто колоссальные — не так просто вывести на экран безумный сюрреалистический мир Фрэнка Герберта. Ходоровски не спал неделями, работая над картиной. Он изо всех сил стремился попасть в эту сюрреалистическую золотую середину. Лента обещала быть контркультурным хитом.
Каким мог бы стать мир Герберта от Ходоровски, можно представить, посмотрев его предыдущие картины — «Крот» (1970) и «Священная гора» (1973). Эти киноленты получились какими-то не просто сюрреалистическими, а шаманскими, даже оккультными. Конечно, по большей части это касается «Священной горы». Фильм привлёк деньги таких фанатов режиссёра, как Джон Леннон и Йоко Оно. Режиссёр, вдохновлённый успехом «Крота» и достаточным количеством денег, воплотил все свои самые безумные идеи. Картина стала культовой.
Первая книга Фрэнка Герберта, опубликованная в 1965 году, рассказывает историю героя Пола Атрейдеса и борьбы за власть между благородными семьями в планетной системе далёкого будущего. Борьба вращалась вокруг некого «лекарства», которое позволяло тем, кто его принимал, буквально сворачивать пространство. Французский консорциум приобрёл права на сценарий и подписал контракт с Ходоровски. По задумке режиссёра это должна была быть десятичасовая сага, наполненная фантастическими видами и яркими смелыми образами.
Среди художников-постановщиков был Х.Р. Гигер, за несколько лет до того, как он помог создать «Чужой» Ридли Скотта. Позже Скотт был задействован в собственном проекте, где он и Гигер впервые пересеклись. Дэн О'Бэннон отвечал за спецэффекты в «Дюне» - по совпадению, он стал соавтором первой главы франшизы о приключениях ксеноморфа после того, как фильм Ходоровски так и не дошёл до завершения. Алехандро нанял самых лучших, ярких и талантливых творческих личностей, чтобы заполнить эту уникальную вселенную.
Орсону Уэллсу предстояло сыграть злодея барона Харконнена. Возможно, он был польщён, узнав, что режиссёр снял с фильма «Прикосновение зла» Уэллса (1958) запланированный первый кадр «Дюны». Мик Джаггер изображал Фейда-Рауту, родственника барона, который выступает против Атридеса. Также в картине были заняты такие звёзды, как Глория Свонсон, Ален Делон, Джеральдин Чаплин и Дэвид Кэррадайн. Эрве Вильшайз, получивший известность на большом экране в том же году, что и Ник Нак в фильме «Человек с золотым пистолетом», получил роль Гурни Халлека.
Сюрреалист встретил сюрреалиста, когда Сальвадор Дали согласился сыграть роль императора Шаддама IV. Хотя Дали проявил себя весьма холодным реалистом, когда дело коснулось его гонорара, он запросил баснословные по тем временам 100 000 долларов… в час. Хитрый Алехандро планировал отснять все сцены с Дали за шестьдесят минут, а в остальном, где это возможно, воспользоваться манекеном. Легендарные Pink Floyd, только что снискавшие оглушительный успех и мировое признание со своей пластинкой «The Dark Side of the Moon», должны были сочинить музыку.
Ходоровски был идеален для той уникальной атмосферы конца 1960-х — начала 1970-х годов, когда смешалось всё: ЛСД, маоизм, йога, карты Таро, алхимия, движения, провозглашающие возврат к земле и простой жизни, и всепоглощающее желание изменить мир. Фильмы режиссёра привлекали и городских интеллектуалов, расширяющих своё сознание, и посетителей ночных сеансов в грайндхауcных кинотеатрах, где обычно показывали фильмы с обилием кровищи и обнажёнкой. В картинах Алехандро было всё. Каждый мог найти в них что-то, что было бы ему по душе.
«Дюна» могла бы стать не просто культовым фильмом, она должна была стать настоящей легендой культового кино. Как это часто бывает и что особенно обидно, что всё развалилось из-за банальной нехватки денег. Для того, чтобы воплотить все режиссёрские идеи, нужно было от десяти до пятнадцати миллионов долларов. Это кроме того, что на этапе развала в картину было уже элементарно не имели таких средств. Отснятый материал и готовую раскадровку ленты они пытались продать в Голливуд. Проект был как раз для него. Не купили его там только потому, что «чокнутый» режиссёр наотрез оказался резать хронометраж, а он ни много ни мало был длиной больше десяти часов!
Два миллиона долларов были потрачены. Команде не удалось собрать пятнадцать миллионов долларов, необходимых для того, чтобы удержать голову над водой (или, если быть точнее, над песком). Так умерла мечта.
Ходоровски адаптировал некоторые отснятые материалы для графического романа «Инкал» (1980–2014). Художественное оформление предоставил Жан Жиро, также известный как «Мёбиус», который также работал над созданием фильма. Документальный фильм «Дюна Ходоровского» был выпущен в 2013 году, давая зрителям представление о выполненной когда-то работе.
Другой режиссёр арт-хауса взял на себя бразды правления «Дюной» в 1984 году. Фильм сталь культовым, но был недооценён массовым зрителем и некоторыми критиками. Видение Дэвида Линча воплотили Кайл Маклахлан в роли Пола, Хосе Феррер в роли Шаддама IV, Кеннет Макмиллан в роли барона и Патрик Стюарт в роли Гурни Халлека. Мик Джаггер так и не стал Фейд-Раутой, хотя эту роль взяла на себя другая рок-звезда, Стинг. Тото и Брайан Ино заменили на саундтреке Pink Floyd.
Ходоровский ради того, чтобы посмотреть этот фильм, отправился в Париж. «Я был так счастлив, так счастлив, так счастлив, потому что фильм оказался полным дерьмом! Я понял, что «Дюна» никому не под силу. Это миф».
«Дюна Фрэнка Герберта» не так давно была адаптирована каналом Sci-Fi для маленького экрана. Теперь фанаты ждут версию Дени Вильнёва, которая выйдет в декабре, с Тимоти Шаламе в главной роли. Ходоровски ждёт этой премьеры с огромным нетерпением. Режиссёр уверен, что конечным продуктом будет «индустриальное кино», а не то что нужно.
Несмотря на пески времени, припорошившие безумные идеи Алехандро Ходоровски по поводу истории Фрэнка Герберта, они продолжают жить в воображении киноманов. Одно из главных преимуществ неоконченной картины Пророка кинематографа, «а что, если». В этом смысле он обладает гораздо большей мощью, чем когда-либо смог бы готовый продукт. «Дюну» можно назвать лучшим фильмом в карьере режиссёра. Ведь картина существует только в нашем воображении, а следовательно, она абсолютно идеальна.
«Они боялись того, что моё кино может сделать с ними, с их разумом. Система делает из нас рабов, лишённых достоинства, лишённых глубины… У фильмов есть сердце! Есть сознание! Есть сила, есть амбиции!.. И я хотел снять именно такой фильм – мощный, великий. Почему нет? Это был фильм-мечта. Мечты тоже меняют мир…»
(Алехандро Ходоровски)
Для тех, кто является поклонником интеллектуального кино, наша статья о другом легендарном деятеле кинематографии за что гениальный режиссёр Стэнли Кубрик ненавидел свой первый фильм и почему не пускал зрителей на просмотр «Заводного апельсина».