Умением танцевать тоже трудно было удивить, хотя эта способность Джоан Кроуфорд, безусловно, стала одним из важнейших факторов ее кинокарьеры. Парадоксально, но, ставя себе цели выбраться из бедности и состояться в танце, она не мечтала о высотах кинобизнеса; удалось, однако, и то, и другое, и третье.
Когда очень хочешь танцевать
Потом, когда Джоан Кроуфорд будут приглашать на первые роли, ее яркая внешность сыграет не последнюю роль – в роду актрисы были французы, англичане, голландцы, ирландцы. При рождении, 23 марта не то 1905, не то 1908 года, она получила имя Люсиль Фэй Лесуэр; потом, когда родители развелись и мать снова вышла замуж, стала носить фамилию отчима, Кэссин, а вместо имени все больше отзывалась на прозвище, Билли, которое в близком кругу так и сохранилось за ней до конца жизни.
Билли Кэссин любила танцы, спектакли и водевили; отчим руководил театром в Лоутоне, Оклахома и поощрял увлечение девочки. Но и этот брак распался, матери не удавалось обеспечить детям образование, и Люсиль училась в школе в статусе «работающей ученицы» – в качестве оплаты за свое образование убиралась и готовила. Со школой танцев получилось неудачно – в детстве девочка серьезно повредила ногу и надолго оказалась лишена любимого занятия.
Учеба в колледже тоже не задалась – поступив, Люсиль слишком много времени тратила на работу и на развлечения после нее. Образование будущей кинозвезды так и осталось на уровне начального. А вот карьера продвигалась – выступая с передвижной танцевальной труппой, девушка обратила на себя внимание одного из продюсеров, и в 1924 году появилась в бродвейском шоу. Тогда она играла под своим первым именем – Люсиль Лесуэр.
Сотрудничество с MGM и пиар-компания по продвижению самой себя
Поучаствовав в кинопробах, Люсиль получила шестимесячный контракт с киногигантом Metro-Goldwyn-Mayer, зарабатывая по 75 долларов в неделю. Правда, вскоре оказалось, что ничто не гарантирует девушке многообещающих ролей в фильмах – да и каких угодно ролей. На стоящие проекты ее не приглашали, сделать ставку на никому не известную актрису продюсеры не отваживались. Люсиль удалось поучаствовать в фильме в качестве дублерши Нормы Ширер, получить еще несколько эпизодических ролей, но вообще девушке стало понятно, что дожидаться звездного часа, ничего не предпринимая, было бессмысленно.
Она взялась за продвижение самой себя – стремясь как можно больше появляться перед зрителями и мелькать в прессе. Для этого выступала по вечерам в голливудских отелях – с чарльстоном, блэк боттомом и другими подобными танцами; участвовала в танцевальных конкурсах на пляжах. Люсиль сменила имя и звалась теперь Джоан Кроуфорд – результат объявленного студией конкурса для зрителей, которым предлагалось предложить звучные варианты молодой актрисе. Самопиар давал плоды – в 1925 году Джоан получила главную роль в фильме «Салли, Ирэн и Мэри».
Заметные роли чередовались с неудачными, хорошие сценарии – с бездарными, но Джоан не упускала возможности повышать свое мастерство теперь уже в качестве актрисы. Она училась у партнеров по съемочной площадке – на актрису сильно повлияла работа с Лоном Чейни в фильме «Неизвестный» – и прислушивалась к советам и операторов, и визажистов, и рекламщиков. Началась эра звукового кино, прекратившая карьеры многих звезд, не сумевших «заговорить» на экране – но и тут Кроуфорд удалось достичь успеха. Закрываясь в комнате, она часами занималась речью и дикцией, в итоге победив свой юго-западный акцент.
Джоан Кроуфорд стала одним из ярких символов двадцатых, представителем флэпперов, девушек, задающих новые стандарты и новые ориентиры, но на этом, в отличие от многих своих ровесниц, не остановилась. В тридцатые это была уже одна из признанных кинозвезд, чье участие в фильме обеспечивало ему кассовый успех; в сороковые, некоторое время переживая кризис в карьере, Кроуфорд сосредоточилась на семье – и потом вернулась на большой экран, получив премию «Оскар» за главную женскую роль в фильме «Милдред Пирс». В пятидесятые и шестидесятые она приспосабливалась к новой реальности, где на первый план выходило телевидение. В истории кино Джоан Кроуфорд осталась фигурой, равной по величине Ширер, Гарбо, Дитрих, Дэвис.
«Дорогая мамочка»
Джоан Кроуфорд была замужем четыре раза, успев побывать женой Дугласа Фэрбенкса-младшего, сына звезды немого кино и пасынка знаменитой Мэри Пикфорд. Этот брак закончился разводом, как и другие – за исключением последнего, с Альфредом Стилом, генеральным директором компании Pepsi Cola. После его смерти Кроуфорд вошла в состав Совета директоров – кинокарьеру при этом не прекращая, несмотря на то, что к тому времени актриса уже давно вышла из юного возраста, когда большинство звезд вынуждены признавать, что с юностью ушла и востребованность в профессии.
В возрасте уже за шестьдесят на съемках мыльной оперы Кроуфорд подменяла свою дочь Кристину, перенесшую операцию, а в 1969 году она снялась в одной из первых режиссерских работ Стивена Спилберга. Джоан Кроуфорд скончалась в 1977 году от сердечного приступа, при чтении завещания выяснилось, что старшим из усыновленных детей – Кристине и Кристоферу – она не оставила ничего. Уже в следующем году в печать была выпущена книга Кристины Кроуфорд «Дорогая мамочка», в которой рассказывалось об абьюзивных методах воспитания детей ушедшей актрисой, высказывались обвинения в унижении и рукоприкладстве.
Друзья Кроуфорд выразили неодобрение фактом публикации книги, сочтя, что она не соответствовала действительности, против Кристины выступила и Кэти, младшая из усыновленных актрисой детей. Впрочем, упоминание актрисы, пусть и по такому неприглядному поводу, тоже способствовало росту ее популярности, пусть и посмертной: фильмами Джоан заинтересовалось молодое поколение, принадлежавшее уже веку хиппи. Кстати, в появлении хиппи обвиняли знаменитого педиатра доктора Спока, и вот его настоящая история.