В юности Джон брал уроки живописи у Фрэнка Дювенека. Потом он на время покинул Америку и отправился совершенствовать своё мастерство в Европу. Там он продолжил образование в Мюнхенской Академии изящных искусств, уделив особое внимание пейзажной живописи. Художнику довелось пожить в Венеции и Париже, но, в конце концов, он вернулся в США и поселился на ферме «Холи Хаус» близ Гринвича в Коннектикуте. Это место изображено на многих его картинах.
Джон Генри Твахтман был одним из участников импрессионистской группы «Десять», созданной американскими художниками. Импрессионизм действительно увлекал его, позволяя раскрыть свой потенциал при работе с цветом. Живописцу удавалось прочувствовать время года, которое он изображал, и создавать пейзажи как нечто целостное, завершённое.
«Зима в Коннектикуте» (1893) – картина, повествующая о суровом времени года. Кажется, что скованная холодом природа застыла. Но зритель не переживает неприятных эмоций: зима на холсте Твахтмана спокойна и безмятежна. Длинные тени на льду, растворяющийся в небе белый горизонт – всё говорит о том, что спешить некуда. Нужно просто остановиться, взглянуть на зимнее убранство мира – и неожиданно понять, что такое вечность.
Совершенно иные тона Твахтман выбрал для работы «Дом художника осенью в Гринвиче» (1895). Здесь мы наблюдаем «выцветшие» оттенки зеленого, которыми переливается даже небо. Интересна композиция картины: примерно две трети на ней занимают невысокие холмы и поросшее травой поле, и лишь в верхней части изображены дом и деревья. И снова у зрителя не возникает грусти. Осень - не самое радостное время года, но Твахтман сумел изобразить ее живой, естественной и прекрасной.
Джон Генри Твахтман был не единственным художником, который изображал пейзажи, отдавая предпочтение какому-то одному тону, «подчиняющему» себе все остальные цвета на картине. Подобный приём был особенностью тонализма – направления, появившегося в США в 1880-х годах. Но тоналисты использовали неяркие и нейтральные тона, например, коричневый или серый, в то время как Твахтман часто брал за основу зелёный, голубой и синий цвета, а иногда прибегал даже к жёлтому и розовому.
Самые тонкие состояния природы были подвластны кисти Твахтмана, он изучил особенности окружающего мира в разные времена года и понимал, какими средствами можно наиболее точно отразить своё мироощущение на полотне. Художника с полным на то основанием можно причислить к наиболее значимым представителям американского искусства XIX века. Он работал кистью и красками, но на самом деле секрет его мастерства заключался в глубоком понимании природы.