Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico; 10 июля 1888 — 20 ноября 1978 гг) — известный итальянский художник, талантливый график и «отец» метафизической живописи. Джорджо де Кирико создавал картины, вдохновляясь античными скульптурами, геометрическими фигурами и немецкой философией. Его выразительное творчество повлияло на появление и развитие самого нестандартного направления в изобразительном искусстве — сюрреализма, а биография мастера, насыщенная интересными событиями, и сегодня привлекает внимание искусствоведов и поклонников живописи.
Биография Джорджо де Кирико
Джорджо де Кирико появился на свет 10 июля 1888 года в городе Волос в итальянской семье с высоким социальным статусом. Отец был потомком благородного сицилийского рода, работал в Греции инженером и руководил строительством железной дороги. Приличное материальное положение позволило мальчику, который с детства тяготел к искусству, получить хорошее начальное образование в афинской Высшей художественной школе. Однако учебу пришлось прервать — после ранней смерти главы семейства мать решила вернуться на родину, в Италию.
Джорджо де Кирико, все же, продолжил изучать живопись. Он уехал в Мюнхен и поступил в Академию художеств, где увлекся музыкой Вагнера (Wilhelm Richard Wagner), философией Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) и Шопенгауэра (Arthur Schopenhauer), а также смелыми идеями своих преподавателей, художников-символистов Арнольда Бёклина (Arnold Böcklin) и Макса Клингера (Max Klinger). Под влиянием новой информации, которая буквально потоком обрушилась на юношу, у него начало формироваться особое мировоззрение.
По окончании академии де Кирико обосновался во Флоренции, где изучает работы старых мастеров и создает удивительные городские пейзажи. В его голове зарождается концепция новаторской живописи, в которой гармонично совмещаются элементы фантастики, античной культуры и современной действительности. На холстах, заполненных ярким светом — безлюдные улицы, колонны и статуи, и лишь изредка в сюжете мелькают миниатюрные фигуры прохожих. Одна из работ того периода, ярко характеризующая состояние метаний, поисков и проб — «Пьяцца де Италия».
После Флоренции Джорджо де Кирико поехал в Париж, где познакомился с акварелистом и постимпрессионистом Пьером Лапрадом (Pierre Laprade), который состоял в жюри Осеннего салона. По-настоящему счастливый случай, ведь благодаря этому знакомству начинающему художнику удалось выставить в Салоне несколько своих работ, и они сразу привлекли внимание публики. Ими заинтересовался сам Пикассо (Pablo Picasso), а затем и арт-дилер Поль Гийом (Paul Guillaume). Первая персональная выставка де Кирико, организованная парижским поэтом Аполлинером (Guillaume Apollinaire), состоялась в 1913 году.
Париж оказался благосклонным к художнику-новатору — манеру исполнения Джорджо де Кирико хвалят критики, его идеями интересуются коллеги по цеху, а модернистская публика с восторгом отзывается о сюжетах картин. С легкой руки Аполлинера, который пишет хвалебные статьи про работы де Кирико, новое направление получило название «метафизическая живопись». А основными элементами метафизики стали:
- игры с масштабом;
- искажение форм;
- сочетание несопоставимых форм и предметов;
- ломаная перспектива.
Позже к вышеуказанным приемам добавится еще один — манекены, которые окончательно заменят в сюжетах изображения живых людей.
Тем временем, война внесла свои коррективы в планы художника, и он снова оказался в Италии. В поисках новых форм Джорджо де Кирико пришел к архитектуре, сочтя ее линии наиболее созвучными с метафизикой. На картинах — площади, колонны, башни, улочки. Среди главных героев нет людей, но есть безликие манекены, иногда с дырами вместо глазниц, с протезами вместо ног и рук.
В 1918-1920 годах живописец необычайно популярен, более того, у него появляются последователи. Принципами метафизики, а именно сочетанием фантастики и действительности, заразились молодые художники, которые со временем сформировали еще одно направление — сюрреализм, среди них Дали (Salvador Dalí) и Магритт (René Magritte).
А сам основатель метафизики неожиданно развернулся в противоположную сторону. По окончании войны живописец, побывав в крупнейших европейских музеях, переосмыслил свое творчество и начал создавать картины в классической манере, приближенной к Рафаэлю (Raffaello Santi), Рубенсу (Pieter Rubens), Курбе (Gustave Courbet). Он пишет натюрморты, пейзажи, автопортреты, мифологические сюжеты и даже ню. Изменения не одобрили коллеги-сюрреалисты, не приняли критики, не понял зритель, но художника это не волновало. Последующие десятилетия он создает то, что считает важным — иллюстрирует книги, разрабатывает декорации к балету Дягилева «Бал» и «Истории солдата» Стравинского, пишет в стиле Тициана (Tiziano Vecellio), Веласкеса (Diego Velázquez).
К метафизике Джорджо де Кирико вернулся, но это уже было обычное самоцитирование. Он брал за основу старые картины и добавлял в них разные детали, которые, по его мнению, должны были наполнить сюжет новым смыслом. Как пример, холст «Блудный сын», написанный в 1922 году, а потом переосмысленный и переработанный в 1965-ом. Художник прожил долгую жизнь, насыщенную творческими событиями. Он был дважды женат и оба раза выбирал в супруги русских эмигранток. Много читал, часто давал интервью, постоянно что-то писал, а умер 20 ноября 1978 года.
Самые известные картины Джорджо де Кирико
Богатое наследие живописца включает в себя произведения, написанные в разных художественных стилях — классицизме, неоклассицизме, реализме, академизме, но самой яркой и неординарной так и осталась метафизическая живопись. Давайте еще раз посмотрим на самые известные картины Джорджо де Кирико.
- «Загадка оракула» (1910) — начало метафизических исканий мастера. На картине собраны все основные элементы — воспоминания о детстве, античная культура, пейзаж современного города.
- «Портрет Гийома Аполлинера» (1914) — произведение, которое назвали пророческим. На переднем плане автор изобразил бюст поэта Аполлинера в солнечных очках, на заднем плане — тень от профиля, выполненную в виде мишени. Удивительно, что он обвел кругом ту часть головы, в которую через несколько лет попадет осколок снаряда.
- «Беспокойные музы» (1918) — произведение написано в традиционной для мастера манере — городская архитектура, статуи и манекены, окончательно заменившие людей.
- «Великая машина» (1925) — поздняя метафизическая работа, приближенная к сюрреализму. Здесь нет понятных символов и простых форм, наоборот, мы видим хаотическое нагромождение элементов.
Джорджо де Кирико был неординарной личностью, оставившей яркий след в культуре XX века. Философ и художник, он оказался еще и талантливым писателем, написав роман «Гебдомерос», в котором четко очертил границы своей метафизической реальности.