«Экипаж»
Одним из первых фильмов, в которых откровенно показывались сцены взаимоотношений мужчины и женщины, был «Экипаж» Александра Митты. Леонид Филатов, сыгравший в нем одну из центральных ролей, после премьеры заслужил статус секс-символа и первого Дон Жуана СССР. Однако зрители не подозревали о том, что его экранный образ имел мало общего с реальным. В постельной сцене с героиней Александрой Яковлевой стюардессой Тамарой режиссер так и не смог его уговорить снять с себя джинсы – в жизни Филатов был очень скромным и стеснительным человеком, не имеющим ничего общего с его героем-ловеласом. Его партнерша практически сразу согласилась обнажиться на съемочной площадке, а сам Филатов категорически отказывался от участия в откровенных сценах. Говорят, один из осветителей, пораженный смелостью Яковлевой, упал со стремянки, и дубль был испорчен.
Интересно то, что Митта не поставил в известность руководство «Мосфильма» о том, что именно собирается снимать в декорациях холостяцкой квартиры бортинженера-сердцееда Игоря Скворцова, эти эпизоды снимали по ночам, и на киностудии ходили слухи, что там происходят чуть ли не оргии. В результате публике удалось увидеть только часть отснятого материала – большинство сцен попросту вырезали из финальной версии фильма. Но даже то, что осталось (всего около 20%), было слишком смелым по меркам советского кино, в котором сцены чувственной любви были табуированными. После выхода фильма на экраны Михаил Жванецкий иронизировал по поводу героя Филатова: «Худой, злой, больной… Но какова страна – таков и секс-символ!» А Митта еще долго получал мешки писем от возмущенных пенсионеров, утверждавших, что «Экипаж» развращает молодежь. Сегодня Митта со смехом говорит: «Мне в моём возрасте выглядеть дедушкой русской эротики неприлично, у меня же внуки есть, давайте забудем это».
«Маленькая Вера»
Вокруг «Маленькой Веры» Василия Пичула страсти разгорелись еще до выхода фильма на экраны – сценарий, опубликованный на страницах «Московской правды», был назван произведением, порочащим советскую молодежь, пропагандирующим разврат и бездуховность. Еще до выхода в прокат «Маленькую Веру» называли первым советским эротическим фильмом. Но после премьеры разразился настоящий скандал – таких откровенных сцен на экране раньше не было. Сцена с участием Андрея Соколова и Натальи Негоды, которая современным зрителям кажется невинной, тогда всех шокировала. Во время премьеры в Доме кино большая часть зрителей с криками «Позор!» покинула зал.
По поводу этой сцены Наталья Негода позже говорила: «Ее не было в сценарии вообще. Я помню, что мы эту сцену полностью слямзили у Бертолуччи из какого-то фильма. Считаю, что это был гениальный пиар-ход Василия Владимировича Пичула. Я помню, мы собрались на кухне и стали думать, как это осуществить технически. А снимали вообще в каком-то полуобморочном состоянии». После этой роли Наталью Негоду называли секс-символом перестроечного времени, она снялась для обложки журнала «Плейбой» и уехала на съемки в Америку, где так и не смогла построить успешную кинокарьеру. Актриса рассказывала: «Мне предложили там сниматься в кино, и я поехала. А на обложке «Плейбоя» снялась, посоветовавшись с режиссером фильма Василием Пичулом. Мы решили, что без этой обложки фильм «Маленькая Вера» не имел бы успеха в американском прокате».
«Интердевочка»
Настоящий фурор в советском прокате произвел фильм «Интердевочка» с Еленой Яковлевой в главной роли. Когда был опубликован сценарий, его автора назвали «порнорэкетиром» за нескрываемую симпатию к продажным женщинам. От режиссера фильма, фронтовика Петра Тодоровского, все ждали серьезных и лирических драм наподобие «Военно-полевого романа», но его жена убедила его взяться за съемки «сомнительного» сценария. Позже режиссер рассказывал: «Начальство понимало, как я далек от этой темы, а потому и не способен на какую-нибудь «клубничку». Так и вышло – в фильме совсем нет «клубнички». Тогда я решил: пусть это будет фильм о красивой, талантливой женщине, которая не может себя реализовать в нашей стране».
Во время съемок постельной сцены возникли проблемы: Елена Яковлева поначалу наотрез отказывалась обнажаться перед камерой – ее удалось убедить раздеться лишь до нижнего белья. А о том, что вышло в результате, режиссер не мог рассказывать без улыбки: «Если бы мы сняли то, что в этот момент происходило на площадке, это был бы лучший фильм в моей жизни. Дело было так. Актриса лежала на кровати в нижнем белье, под кроватью поставили бревно и под музыку его раскачивали. Осветитель в такт манипулировал светом, оператор – камерой, а режиссёр сидел за кадром и ритмично расталкивал актрису. Вся группа еле сдерживала смех, а кто-то посоветовал даже запатентовать этот способ. Пока сняли этот кадр с разных точек, все были мокрые и вымотанные. Одна Лена полеживала, отдыхала».