Этикет в царской России XVII−XVIII веков
1
1,391
просмотров
Культурный и воспитанный человек не только знает правила этикета, но и старается им следовать в повседневной жизни. Как именно положено себя вести в обществе, мы знаем из многочисленных учебников и книг. А каким был этикет в России несколько сотен лет назад? Насколько отличались правила хорошего тона XVII−XVIII веков от тех, что существуют сегодня?

Слово «этикет» в переводе с французского означает «церемониал». В России ему стали придавать особое значение в XVIII столетии. Знатным особам и дворянам Петербурга той поры не хотелось уступать в утонченности манер аристократам из европейских стран. Под словом «этикет» тогда понимали совокупность правил, диктующих знатной особе, как себя вести при дворе монарха, а также в аристократическом салоне.

Однако правила хорошего тона существовали и раньше. Их знала не только знать, но и простые горожане.

Одно из первых изданий «Домостроя»

В XVII веке они жили по «Домострою». В нем были прописаны нормы, коими полагалось руководствоваться каждому горожанину. Они диктовали ему, как обращаться с домочадцами и прислугой, общаться со светской властью, вести себя в церкви. Были в «Домострое» и наставления, как воспитывать детей, вести хозяйство, готовить пищу. Следуя этому своду правил, принимали гостей, проводили свадебные обряды, вели торговлю.

Глава семейства обладал неограниченной властью над домочадцами. «Домострой» советовал ему учить детей науке и ремеслу, а при непослушании «сокрушать ребра». И жену также полагалось «наказывать грозно», если она допустит оплошность при ведении хозяйства или в воспитании чад.

Во времена царствования Петра Великого в жизненном укладе населения начали происходить большие перемены. Государь желал европеизировать своих подданных. Он ввел немало новшеств, касавшихся их повседневной жизни и быта. И одним лишь ношением новых фасонов одежды и парика, а также бритьем бороды правитель не ограничился. Реформы государя в первую очередь затронули жизнь дворянства.

Пётр I

Молодые отпрыски дворянских родов начали учиться правилам поведения в свете по специальным руководствам вроде «Юности честного зерцала» (1717 г). Черпая знания из этой книги, молодые люди осваивали этикет, дабы иметь успех в обществе.

Среди наставлений о правилах поведения в обществе, содержащихся в «Зерцале», можно видеть следующее:

  • вести себя вежливо и учтиво в отношении окружающих;
  • держаться «похвалы достойно»;
  • снимать головной убор за несколько шагов от знакомого, повстречавшись с ним на улице;
  • находясь в обществе, шумно не сморкаться, не ковырять пальцем в носу;
  • думать о красе ногтей, вовремя их обрезать.
Титульный лист издания «Юности честное зерцало»

Книга содержала немало наставлений, касающихся поведения за столом и приема пищи. Она поучала молодых дворян таким премудростям:

  • сидеть, держа спину прямой;
  • о столешницу локтями не опираться;
  • «не колобродить» руками;
  • не болтать ногами под столом;
  • вести себя во время обеда достойно;
  • не хватать пищу первым;
  • не дуть на щи, чтобы на сотрапезников не летели брызги;
  • не сопеть во время приема пищи;
  • не заглатывать еду, не жуя;
  • не разговаривать с набитым ртом;
  • не вытирать губы ладонью;
  • не облизывать пальцы;
  • не грызть кости;
  • не ковыряться в зубах ножом;
  • не сооружать рядом со своей тарелкой горы из костей и хлебных корок.

Многие из правил хорошего тона, прописанных в «Зерцале», весьма разумны и актуальны и сегодня. Книга пришлась по душе знати XVIII века. Ее переиздали трижды за время правления Петра I.

Знать, жившая в Петербурге, по почину государя развлекалась, посещая ассамблеи, всевозможные празднества на Неве, смотры флота, театральные представления. Все эти увеселения были задуманы Петром ради разрушения прежней замкнутости, присущей представителям старинных боярских семей. Он желал вытащить их из скорлупы домашнего быта.

Один из разворотов книги «Юности честное зерцало»

Особого внимания заслуживали ассамблеи.

Речь идет о вольных собраниях, проводившихся в вечерние часы в домах знати по установленному порядку.

Помимо дворян, их посещали люди высоких чинов и богатые купцы. Устраивались такие светские мероприятия не только ради забавы, но и для дела.

«Ибо тут можно друг друга видеть, о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается» (говорилось в государевом распоряжении об ассамблеях).

Устраивал ассамблеи и сам государь. Местом их проведения был Летний сад. Мероприятие начиналось в 5 часов вечера и длилось до 10. В самой большой комнате гости танцевали менуэт и англез, в соседних — велась игра в карты или шахматы. Было на ассамблеях и специальное помещение для курения.

По государеву указу, в ассамблеях обязательно принимали участие женщины. Начинать танцы полагалось хозяйке и ее супругу. Чтобы пригласить даму на танец, кавалер должен был поклониться ей трижды и предложить свою руку. Во время танца ему было разрешено едва касаться пальцами пальцев партнерши, по завершению — полагалось поцеловать даме руку.

Ассамблея при Петре I

Женщины для участия в ассамблеях наряжались в платья, сшитые на европейский манер, учились танцевать. Несмотря на это, дамы были застенчивы. Вступить в разговор с мужчиной девушка не могла. Правила хорошего тона не позволяли ей дважды за вечер танцевать с одним кавалером.

Благодаря Петру I этикет стал неотъемлемой частью жизни знати. И хоть он существенно отличался от правил хорошего тона современности, многие его нормы актуальны и сегодня.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится