Она работала с лучшими режиссерами – Бортко, Рязановым, Соловьевым. Последний называл ее «женщиной-омутом», в кино ей часто доставались роли роковых красавиц, но сама она считает, что за кадром далека от этого амплуа. Почему в последнее время актриса появляется на экранах нечасто, и что стало ее новым призванием – далее в обзоре.
Несостоявшаяся карьера модели и первые роли
Евгения Крюкова выросла в московской семье инженеров. Поначалу она не задумывалась об актерской профессии – с детства она хорошо рисовала, занималась в изостудии и после школы поступила в Московский архитектурный институт. Однако уже через год Евгения почувствовала, что выбрала не свой путь, и бросила учебу. Родители не могли понять этого решения, и она даже ушла из дома, чтобы дальше двигаться самостоятельно. Крюкова устроилась художником в Московский молодежный театр В. Спесивцева. Там ей посоветовали задуматься об актерской профессии, и она поступила в РАТИ-ГИТИС.
Уже на первом курсе Крюкова начала выступать на сцене Театра им. Моссовета и получила свою первую роль в кино. Она могла сделать блестящую карьеру модели, ведь в тот же период начала сотрудничать с одним из крупнейших модельных агентств. Ее отправили в Париж, где ей предложили выгодный контракт. Но если бы она там осталась, ей пришлось бы бросить институт и отказаться от дебютной кинороли. И Крюкова приняла решение, которое предопределило весь ее дальнейший путь, – вернулась из Парижа в Москву и начала сниматься в кино.
С самого начала актерской карьеры Евгении Крюковой посчастливилось работать с большими режиссерами – Кареном Шахназаровым, Эльдаром Рязановым, Владимиром Бортко, Сергеем Соловьевым. На протяжении 4-х лет она появлялась на экранах в образе Юленьки Бероевой в сериале «Петербургские тайны», а через 2 года она сыграла главную женскую роль в первом сезоне сериала «Бандитский Петербург», после чего к актрисе пришла громкая популярность.
Когда она начала работать над ролью в фильме Сергея Соловьева «О любви», ее актерскую задачу режиссер объяснил ей так: «Ты – женщина-омут». Интуитивно актриса почувствовала, что именно от нее требуется, и попадание в образ получилось стопроцентным. А Евгению Крюкову с тех пор не раз называли в прессе «женщиной-омутом». Соловьев научил ее работать над фильмом, как художник над картиной, а Рязанову после съемок в фильме «Ключ от спальни» актриса была благодарна на возможность импровизировать на площадке.
Амплуа роковой красавицы
Сергей Соловьев говорил, что в ней было редкое сочетание яркой внешней красоты и невероятной внутренней глубины, перед которым не мог устоять ни один мужчина. Ей часто предлагали в кино роли роковых красавиц, разбивающих сердца, но это амплуа ей быстро наскучило, ведь за кадром она не была похожа на своих героинь. Актриса признается: «На самом деле я не понимаю, когда обо мне говорят: «роковая женщина». Скорее это созданные моими ролями стереотипы. Что ж, не буду их разрушать. Только я абсолютно другая. Люблю дом. Безумные страсти Достоевского – не мое. Возле входной двери у нас вбит гвоздик, на котором я оставляю свою корону. И дома я обычный человек, не хожу на высоких каблуках и в боа, у меня даже тапочек с пушком нет. Я ношу валенки в горошек».
Сама она никогда не считала себя красавицей и еще с детства переживала из-за оттопыренных ушей. Перед съемками в фильме «Упасть вверх» актриса даже решилась на пластическую операцию, что объясняла так: «Тоже мне королева – с такими ушами! Я их в институте приклеивала лейкопластырем. Весь курс надо мной потешался. А потом, уже в театре, приклеивала уши профессиональным клеем». Режиссер Сергей Гинзбург был очень удивлен ее решением, ведь увидел в ней ту женскую силу и манкость, которые сбивали с ног и не давали замечать в ее внешнем облике никаких изъянов.
Хозяйка «Мануфактуры»
Своей самой большой страстью Евгения Крюкова всегда считала театральную сцену, а к съемкам в кино относилась спокойней, что объясняла так: «Отказаться от театра я не могла бы ни при каких обстоятельствах. Театр – это процесс, а кино – результат. Если актер не будет вовлечен в процесс, он деградирует. Кроме того, театр приносит мне колоссальное удовольствие». После работы с лучшими режиссерами страны она была очень избирательна и далеко не всегда соглашалась сниматься, когда получала новые предложения.
К тому же с годами у нее появилось новое увлечение, которое позволило реализовать другие грани творческих способностей. Однажды друзья сообщили ей о том, что мастерская фарфора осталась без хозяина, и предложили попробовать заняться изготовлением декоративной керамики и посуды. Это занятие так ее увлекло, что стало настоящим делом жизни. Изделия ее «Мануфактуры» сегодня пользуются большим спросом и в России, и за ее пределами.
В последние 10 лет Крюкова появлялась на экранах нечасто: она сыграла главную роль в двух сезонах сериала «Марьина роща», снялась в сериалах «Мосгаз. Новое дело майора Черкасова», «Катран» и «Подражатель». При этом паузы между съемками длились по 2-3 года. Актриса объясняет: «Что касается театра, я кризиса не замечаю. Мне есть что играть, простоев никогда не было. А вот в кино удручает обилие сериалов. Когда снимается 9-12 полезных минут в день, ни актер, ни оператор, ни режиссер не в состоянии заниматься творчеством. Гонятся минуты, а не смысл. Это творческая деградация. Поэтому я, как и раньше, стараюсь отказываюсь от съемок в таких сериалах. Не так много предложений, которые бы меня заинтересовали. А заниматься тем, что мне не интересно, нет желания. Лучше потратить время на дом и «Мануфактуру» и то, что приносит радость и удовольствие. Все это время я продолжала играть в театре. Я никогда не совмещаю съемки в кино и выпуск спектаклей – совмещая, невозможно погрузиться в работу на 100 процентов, а мне важно, чтобы она была сделана на отлично».
Этот сериал принес ее коллегам не только узнаваемость и популярность: Дурная слава «Бандитского Петербурга».