Евгений Крылатов и его крылатые хиты, без которых сегодня невозможно представить зимние праздники
0
0
835
просмотров
Сегодня уже невозможно представить зимние праздники без прекрасных песен «Три белых коня», «Кабы не было зимы…», «Ложкой снег мешая…», «Песни о Снежинке», «Лесной олень» и тех фильмов и мультфильмов, которые традиционно показывают в Новый год и Рождество. Автором музыки всех этих шлягеров является известный советский композитор Евгений Крылатов. В успех этих песен поначалу никто не верил, включая самого автора. Как появились самые популярные новогодние песни – далее в обзоре.
Композитор Евгений Крылатов

В начале своего творческого пути Евгений Крылатов не был известен широкой публике – после окончания консерватории он 10 лет работал при драмтеатре и писал инструментальную музыку. Но он всегда называл себя «прикладным» композитором – ему легче было «озвучивать» какую-либо идею или сюжет: «Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы могут сочинить «болванку», «рыбу», а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро. На хорошие – хорошо, на посредственные – посредственно». Поэтому Крылатов попытался предложить свои услуги на телевидении и в кино. Правда, поначалу эти попытки не увенчались успехом.

Кадр из мультфильма *Умка*, 1969

Решающую роль в его судьбе сыграл его знакомый композитор Александр Зацепин, который привел его на «Союзмультфильм» и заявил, что они будут работать в соавторстве над музыкой к мультфильму «Умка». А после этого исчез со студии, предоставив Крылатову возможность работать самостоятельно. Когда композитор написал «Песню Медведицы» («Ложкой снег мешая, ночь идет большая…»), он называл ее «пустячком», не ожидая того, что эта композиция станет суперхитом в исполнении Аиды Ведищевой. Сегодня он называет эту песню одной из самых своих любимых.

Аида Ведищева, исполнившая песни на музыку Евгения Крылатова

После этого успеха карьера композитора как автора музыки для кино и мультфильмов пошла на взлет. В 1971 г. началось его сотрудничество с поэтом Юрием Энтиным, вместе с которым они написали песню «Лесной олень» для фильма «Ох уж эта Настя». При этом их работа началась с конфликта: Энтин заявил Крылатову, что такую музыку сейчас не пишут, и что он попросту испортил его стихи. А вот певице Аиде Ведищевой, которая исполнила эту песню в фильме, она очень понравилась. Благодаря ее волшебному голосу и современной аранжировке композиция зазвучала совсем по-другому. Позже «Лесного оленя» исполняла Людмила Сенчина и многие другие певцы.

Кадр из фильма *Приключения Электроника*, 1979

Позже подобные истории повторялись не раз: и сам композитор, и его соавторы часто не ожидали того, что их песни могут стать успешными, а потом убеждались в обратном. Так, режиссеру фильма «Приключения Электроника» Константину Бромбергу песня «Крылатые качели» откровенно не нравилась, он считал ее слишком нудной и не верил в ее успех. Но она стала визитной карточкой этого фильма и пользовалась у публики огромной популярностью. Интересно то, что изначально песня называлась «Качели», но когда Крылатов стал писать музыку на стихи Энтина, ему не хватило слов в припеве, и поэт добавил первое, что пришло на ум, по ассоциации с фамилией композитора – «крылатые качели». И песня действительно стала крылатой.

Кадр из фильма *Чародеи*, 1982
Кадр из фильма *Чародеи*, 1982

Когда Бромберг в 1982 г. приступил к работе над новым фильмом – «Чародеи» – он снова предложил Крылатову написать к нему музыку. История снова повторилась: Бромбергу предложенная музыка казалась простоватой, а ему хотелось чего-то фантастического и ирреального. Крылатов вспоминал: «У нас с ним был очень смешной случай, когда он ко мне пришел с этим мнением. Я очень расстроился и сказал, что уйду с картины. Он как-то на это тоже не решился, мы все-таки как бы друзья, короче говоря, он пошёл домой на Красную Пресню, а я решил вместе с ним спуститься вниз, чтобы достать почту, и пока мы с ним рассуждали о песнях, я очнулся только у Белорусского вокзала, в тапочках домашних и тренировочных штанах. Мы всё с ним шли и не могли никак эту проблему решить. Но потом как-то всё образовалось потихонечку…». И «Песня о Снежинке», и «Три белых коня» тут же стали стопроцентными хитами.

Кадр из фильма *Чародеи*, 1982

За героиню Ани Ашимовой в «Чародеях» должны были петь другие девочки. Одна из них – дочь певицы Жанны Рождественской Оля – уже имела такой опыт, ведь еще в 8 лет она исполнила «Песню Красной Шапочки» в знаменитом детском фильме. А в 13 лет она спела «Песню о Снежинке» в сопровождении ансамбля «Добры молодцы». А вот со второй песней возникли проблемы. Исполнение Светы Степченко показалось режиссеру слишком «юношески колким». Заменить ее вызвалась сама Лариса Долина, которая спела с первого дубля таким нежным фальцетом, что ее голоса в этой песне даже никто не узнал. Для Евгения Крылатова популярность композиции «Три белых коня» так и осталась загадкой. Он говорил: «Я вынужден ее любить, раз все ее любят. А это были просто куплеты для актеров».

Кадры из мультфильма *Зима в Простоквашино*, 1984

Следующим хитом Крылатова стала песня «Кабы не было зимы…» на слова Юрия Энтина, написанная для мультфильма «Зима в Простоквашино» в 1984 г. Композитор говорил: «Если музыка пишется для мультипликационного кино, это накладывает на неё определенные свойства: музыка должна быть «более сказочная», то есть, более условная. И непременно так. В большом кино у музыки драматургическая роль. А в мультипликации музыка как бы чуть-чуть «игрушечная». Здесь даже в её исполнении состав оркестров, как правило, иной – меньше. Но, тем не менее, принцип сочинения тот же самый. Всё расписывается по кадрам до съемок – буквально по секундам». В исполнении Валентины Толкуновой эта песня стала настоящим хитом, и она потом часто пела ее на своих концертах, а с семьей композитора она дружила всю жизнь.

Евгений Крылатов до сих пор не считает себя известным композитором – говорит, что его песни куда более популярны, чем он сам. И по-прежнему удивляется их успеху у публики, особенно молодой: «Писал песни, которые были необходимы по драматургии фильма – требовалось, чтобы герой что-то пел. И для меня было полной неожиданностью, что некоторые из моих песен вдруг стали хитами, причем вне времени. Я не планировал это, не рассчитывал, не просчитывал, как сейчас делают некоторые авторы. Просто делал свое дело… Когда я пишу песни для кино, то не думаю, понравится эта вещь или нет, принесет она доход или нет. Я выражаю в музыке то, что меня волнует, я все-таки мелодист, и хочу, чтобы мои песни прежде всего проникали в душу и заставляли задуматься».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится