Его поиски самого себя имели и богатую географию – в молодости Гришковец предпринял попытку переехать в Германию, но вскоре вернулся обратно в Россию и навсегда оставил мысли об эмиграции. Что его разочаровало в жизни за границей и почему он хотел уйти из творческой профессии и стать юристом – далее в обзоре.
Родной город Евгения Гришковца – Кемерово. Там он окончил школу и поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета. После первого курса учебу пришлось прервать из-за службы в армии. В конце 1980-х гг. Гришковец провел 3 года на Тихоокеанском флоте. Об этом периоде он никогда не жалел и позже называл этот опыт очень ценным, так как он не только оказал влияние на формирование его характера, но и стал серьезным подспорьем для его литературных произведений и театральных постановок.
Его увлечение театром началось с искусства пантомимы. Еще в 9-м классе он побывал в театре пантомимы в Томске, и увиденное на него произвело огромное впечатление. Вернувшись в Кемерово, он начал осваивать технику пантомимы в театральной студии, а потом ушел из нее и организовал собственный театр из двух человек. Вернувшись из армии, он подготовил два спектакля и выступил на нескольких фестивалях. Однако в начале 1990-х гг. ситуация в стране была такая, что искусство не только не приносило материальных благ, но и попросту не пользовалось большим спросом. Артистам казалось, что на родине они больше никому не нужны, и они решили попытать счастья за границей. По словам Гришковца, его подтолкнуло к этому шагу отсутствие перспектив на родине, безденежье и иллюзии по поводу того, что «за границей все создано для человека».
В 23 года Евгений Гришковец отправился в Германию с твердым намерением остаться там навсегда. О дальнейших событиях он позже рассказывал в одном из интервью: «Я быстро выяснил, что меня здесь не ждут. Но мне очень сильно хотелось остаться, потому что это было так красиво, так комфортно и так по-другому… У меня в конце концов через Красный Крест взяли документы, потом по еврейской линии я проходил (у меня отец еврей). Я сказал там, что страдаю от антисемитизма. Наврал, конечно, мне было очень стыдно. Меня направили на социальное жилье, поселили с двумя марокканцами. Я с ними смог там прожить полутора суток, а потом оттуда ушел. В результате я ждал получения документов и жил в спальном мешке. Но когда мне дали документ, и я понял, что скоро смогу остаться, – в эту секунду я почувствовал, что это уже навсегда. И испытал ужас, просто кошмар».
После этого Гришковец отправился в российское посольство и заявил, что хочет вернуться обратно. Дожидаясь оформления документов, выступал на улицах с пантомимой – другой работы для него там не нашлось. Он понял, что, по сути, просит милостыню, а не занимается творчеством, о чем всегда мечтал. И вся дальнейшая жизнь за границей представилась ему как постоянная суета и борьба за выживание. Когда он вернулся в Кемерово, вдруг ощутил такое счастье, что навсегда оставил мысли об эмиграции. Многим окружающим мотивы его поступков не были понятны – тогда многие мечтали выехать за рубеж, а он вернулся. А Гришковец признавался: «Это было так здорово, что в 23 года я расстался с иллюзиями по поводу Европы и что меня где-то ждут. Европу я не разлюбил, но понял, что мне там не жить».
Тогда он избавился от сомнений не только по поводу того, где должен жить, но и кого хочет видеть рядом с собой. Еще после службы в армии он начал встречаться с девушкой Еленой, но долго не мог признаться себе в том, что это любовь. Вернувшись из Германии, он сделал ей предложение, и с тех пор они не расстаются. У пары родилось трое детей. Семья всегда была для артиста одной из главных ценностей, но однажды из-за нее он чуть было не отказался от любимого дела.
Творчество по-прежнему не позволяло ему обеспечивать семью всем необходимым. В конце 1990-х гг. Гришковец всерьез задумывался о том, чтобы оставить и литературу, и театр, и заняться чем-то, что приносило бы стабильный доход. Он признавался: «Я уже собирался стать адвокатом, потому что надо было чем-то кормить семью. Но потом пришел успех спектакля «Как я съел собаку». Эта постановка вывела меня на общероссийский уровень».
В конце 1990-х гг. он с семьей переехал в Калининград, выпустил свой первый моноспектакль «Как я съел собаку», который появился благодаря службе на флоте. Гришковец говорил: «В каком-то смысле можно сказать, что московский театральный деятель Евгений Гришковец родился на свет в тот момент, когда в 1999 году в курилке Театра Советской армии стал рассказывать о том, как служил на флоте. Мой рассказ всем так понравился, что родилась идея сделать такой спектакль, и пошло-поехало». За этот спектакль он получил две «Золотые маски». Спустя год он был удостоен премии «Антибукер» за свои пьесы, в 2004 г. получил премию «Книга года» за роман «Рубашка». В начале 2000-х гг. к нему пришло долгожданное признание и понимание того, что он не ошибся в выборе своего пути.
В тот же период Евгений Гришковец дебютировал в кино в качестве актера. Его первой работой стала громкая кинопремьера 2002 г. – экранизация первого романа Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина» «Азазель». После этого на него обратили внимание кинорежиссеры, и с тех пор за 20 лет своей кинокарьеры Гришковец сыграл 15 ролей в кино. Самыми заметными его киноработами последних лет стали роли в сериалах «Частица Вселенной», «Обычная женщина» и «Обычная женщина-2».
Его не зря называют человеком-оркестром, ведь он не только писатель, актер и режиссер, но еще и музыкант. В начале 2000-х гг. он выступал с группой «Бигуди» и выпустил в общей сложности 7 альбомов. С 2012 г. Гришковец начал выступать с грузинским коллективом «Мгзавреби». Свое творчество он сам характеризовал как «музыку человека, не умеющего петь».
Сам Гришковец, как и его творчество, на многих производит очень светлое впечатление. С его спектаклей люди всегда уходят с улыбками. А секрет прост: «Я сознательно в своих произведениях не обращаюсь к отвратительной и темной стороне человеческой природы. Этот опыт человеку не нужен».
Со своей женой он прожил всю жизнь: Главная любовь Евгения Гришковца.