Эволюция шведского дизайна, который сегодня с придыханием называют скандинавским
648
просмотров
Шведскому стилю дизайна интерьеров не удалось избежать тех самых этапов, которыми прошли любые европейские направления в архитектуре, живописи или моде. Но если в последних видах прикладного искусства творцы ориентировались на итальянские достижения, то дизайнеры интерьеров так и норовили подражать французам.

Не всегда в тему, не очень умело, тем не менее шведам удалось найти путь, в котором имеется неповторимость, приведшая к тому, что сейчас многие с восхищением называют скандинавским дизайном и начинают заимствовать его самобытные черты.

Как шведский король Густав III повлиял на зарождение особенного дизайна, который называли шведским

Как шведский король Густав III повлиял на зарождение особенного дизайна, который называли шведским Самобытный колорит шведского дизайна не может не восхищать даже спустя 200 лет
Изначально в оформлении шведских жилищах преобладало дерево, которые дарило ощущение тепла и надежности.

Многие столетия в Швеции и в странах Северной Европы подражали разным стилям и направлением, и до появления на политической арене короля Гюстава III, своего собственного ничего не наработали. Безусловно, в итальянский, французский или любой другой стиль мастера добавляли традиционный колорит, но все это было неидеальным подражанием, поскольку эти северные страны хоть и были не бедными, тем не менее не могли сравниться с Францией или Италией. Особенно не хватало возможностей, тепла и солнечного света, которые позволяли развернуться и экспериментировать с фактурой, цветом и различными материалами. Да и не все строительно-отделочные материалы были настолько доступны, чтобы ремесленники могли создавать образцовые предметы.

Голубой цвет и светлые тона стали приоритетными в оформлении интерьеров.

Поскольку во времена правления короля Швеции Гюстава III (1746-1792 гг.) такого понятия как Скандинавия еще не существовало, то принято считать, что в этот период зародился шведский дизайн. Этому поспособствовал сам король – представитель просвещенного абсолютизма, благодаря путешествиям и увлеченности которого в стране были построены Королевская опера (1782 г.), Шведская академия (1786 г.) и Королевский театр (1788 г.).

Массивная мебель должна была подчеркнуть достаток хозяев.

Он даже пожелал построить такой же дворец как Версаль, но уже на свой лад, без пышной роскоши и помпезности. В Швеции неоклассицизм, барокко и рококо претерпели кардинальные изменения, ведь отсутствие дорогих материалов толкало архитекторов, ремесленников и мастеров на их замену. А это значит, что им было позволено привносить что-то свое, отличное от образца для подражания.

Гюстав III ввел моду на натуральность, добротность и светлые тона.

Единственное, что от дизайнеров требовалось, так это создать строгий, но красноречиво говорящий о высоком благосостоянии самого хозяина интерьер, в котором были преобладать светлые оттенки (белые, кремовые или голубые). Если же речь шла о богатых владельцах, то главными атрибутами, подчеркивающими статусность, являлись напольные часы, обилие огромных зеркал в позолоченных рамах и украшенные изразцами печи.

Чем удалось заменить дорогие китайские шелка и роскошные обои

Чем удалось заменить дорогие китайские шелка и роскошные обои Роспись стен, мебели и потолков позволили создавать особенные интерьеры.
Высшее сословие могло себе позволить более роскошное убранство.

Если для убранства дворца короля и можно было достать дорогие китайские шелка и невиданные в этих краях обои (он от них сознательно отказался в пользу натуральности), то для всех остальных – это было недосягаемым излишеством. Местные художники и маляры не растерялись и стали расписывать стены, потолки и даже мебель особенными красками, которые не потускнели даже спустя ни одну сотню лет.

Изысканное убранство жилища не должно быть кричащим.

В тот период филигранная роспись становится модным направлением, причем не только в оформлении стен, потолков и мебели у знати или вельмож, дома простых людей старались оформить не хуже дворцов (в меру своего мастерства, конечно же).

Кстати сказать, изучать написанные сцены из жизни или мифологические образы, вензеля, традиционные символы северного региона стало удовольствием, причем не только современникам тех художников, но и сейчас. Как оказалось, в глубинке до сих пор можно увидеть прекрасно сохранившиеся образцы росписи тех времен.

Этнографический музей – лучшее место для изучения традиционной культуры любого народа.
В каждом доме музея воссоздали тот интерьер, который соответствует периоду, а экскурсии проводят сотрудники в костюмах соответствующей эпохи.

Примечательно: Наиболее информативным в плане изучения местных традиций и народного творчества, которые и легли в основу шведского стиля, является уникальный музей под открытым небом Скансен. Благодаря стараниям Артуру Хазелиусу – шведскому этнологу, коллекционеру и филологу в 1891 году на острове Djurgården («Зоосад») начали создавать уникальное место, куда свозили со всей страны самые примечательные объекты, раскрывающие суть шведской культуры. За эти годы в сборной деревеньке собрано 150 домов и усадеб, построенных в XVIII — XX вв., где в отличном состоянии сохранилась та обстановка, к которой жили шведы разных сословий и в разных регионах страны. Этнологический музей, который является первым в мире такого рода объектом, своим посетителям предлагает окунуться в ту или иную эпоху. В этом помогают экскурсоводы, одетые в аутентичные костюмы того периода, к которому относится посещаемый дом, лавка или мастерская.

Мода на функциональность и лаконичность

Мода на функциональность и лаконичность Даже в деревенских избах простых людей можно было увидеть все атрибуты модных тенденций того периода.

С течением времени мода на роспись, массивную деревянную мебель, «дедушкины» часы и позолоченные зеркала прошла, уступив место максимальной простоте, лаконичности и функциональности. Этот этап начал активно развиваться в 80-х годах ХIХ века, когда дизайнеры решили отойти хоть и упрощенной, но все же пафосности. Именно тогда появились те черты, за которые этот стиль так полюбился не одному поколению. Руководствуясь желанием внедрить в интерьер северную сдержанность, бережливость, натуральность и максимальную привязанность к своему дому, мастера не забыли об экономном использовании площади. Именно шведам приписывают изобретение встроенной многофункциональной мебели, которая экономит и место, и материалы.

Встроенная мебель и даже целые спальные зоны – изобретение бережливых северных народов.

На кухнях также стали использовать более функциональные предметы мебели, которые занимали немного места, тем не менее помогали поддерживать порядок. Для хранения кухонной утвари и продуктов предусматривалось множество навесных компактных шкафчиков, практичных тумб с выдвижными ящиками, рейлинги с крючками. Они начали активно использовать подоконники. Да и сами окна старались делать большими и их должно было быть много, чтобы скупое солнышко как можно чаще заглядывало внутрь помещений, делая его более просторным и уютным. Этому поспособствовали и зеркала, которые хоть и потеряли блеск золота, но не уменьшились в размерах. Да и белый цвет, присутствующий не только на потолках и стенах, мебель также старались делать максимально светлой. Единственными яркими нотками в интерьерах являлся насыщенного цвета текстиль и живые цветы, напоминающие о теплых деньках лета.

Открытая планировка позволяла наполнять жилище светом и делала его более просторным.

Хотелось бы обратить внимание на то, что открытую планировку хоть и приписывают шведскому стилю, но не стоит забывать о планировке русских изб, которые также предусматривали только одно зонированное жилое помещение. При этом на разных этапах русские мастеровые также увлекались росписью, резьбой и эффектным украшательством. Единственное, что мода на большие окна так и не пришла в ту Россию, а как раз наоборот, все прятались за ставнями и крошечными окошками.

Как этнический стиль стал мировым брендом

Как этнический стиль стал мировым брендом Вот таким представили скандинавский дизайн на выставке в Стокгольме (1930 г.).
Скандинавский дизайн интерьера, представленный в 1954 г. на Международной выставке в Соединенных Штатах.

В последние годы скандинавский стиль в оформлении интерьеров стал мировым трендом. Кстати сказать, термин «скандинавский дизайн» появился в специальной литературе лишь в середине прошлого века, после ошеломительного успеха этого направления на Международных выставках, проходивших в США и Канаде. Хотя еще в 1930 году его самобытность и неоспоримые преимущества заметили на выставке дизайна, проходившей в Стокгольме.

Универсальность, простота, натуральность и практичность скандинавского дизайна покорила многих современников.
Белые цвета, много естественного света, минимум мебели и никакой помпезности и вычурности – вот главные приоритеты в оформлении скандинавских интерьеров.

Эффектная простота, универсальность и естественность настолько поразила дизайнеров, творческих людей и простых обывателей, что очень быстро о нем заговорили на мировом уровне. И не только заговорили, ему стали подражать, тем более, что появились неограниченные возможности благодаря достижениям промышленности и появлению новых материалов, которые были доступны практически каждому. Плюс ко всему максимальный простор внутри жилища и много света стало приоритетным направлением в дизайне практически всех стран мира, и наработки шведов пришлись как нельзя кстати.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится