Биография
Казимир родился в 1878 году под Киевом в семье поляков. Малевич стал частью движения, известного как русский авангард, в котором участвовали не только художники, но и поэты, дизайнеры, архитекторы, писатели и кинематографисты. Это движение определило первые десятилетия XX века в России. За это время в стране произошло много политических перемен, в том числе исторически значимая Октябрьская революция 1917 года.
Такие художественные течения, как супрематизм, русский футуризм и конструктивизм, были частью русского авангарда. Вместе с Казимиром такие художники, как Любовь Попова, Александр Родченко, Наталья Гончарова, Эль Лисицкий, были известны как русские авангардисты. Одно из самых известных произведений русского авангарда - памятник Владимиру Татлину для Третьего интернационала.
Казимир также работал учителем в Народном художественном училище в Витебске, основанном художником Марком Шагалом. В сотрудничестве со своими учениками в Витебске Казимир создал группу под названием UNOVIS, целью которой была разработка новых художественных теорий, продвигаемых через искусство супрематизма. Группа работала вместе около трёх лет, распавшись в 1922 году. Одним из его сторонников в УНОВИСЕ был известный русский художник Эль Лисицкий, известный своей серией «Проунс».
Что такое супрематизм
Так как же Казимир придумал супрематизм? Будучи одно время дизайнером, он придумал основную супрематическую форму – чёрный квадрат, работая над костюмом и сценографией для оперы «Победа над солнцем». Таким образом, его работа над этой оперой оказалась очень важной для будущего супрематизма, потому что именно в это время художник придумал геометрические фигуры, которые должны были определить его художественную практику.
В 1913 году русский художник объединился с композитором Михаилом Матюшиным и поэтами Алексеем Крученых и Велимиром Хлебниковым для работы над оперой. Матюшин работал над музыкой, Крученых писал либретто, а Малевич создавал визуальную идентичность оперы. Костюмы были созданы в кубо-футуристическом стиле. Этот стиль, как следует из его названия, был вдохновлён кубизмом и футуризмом. Геометрические фигуры и цветовые поля, видимые на картинах Казимира, присутствовали и в его костюмах. Сцена была задумана в виде квадрата, который должен был стать частым мотивом в художественной практике живописца. Художник позже отмечал, что его сценическое оформление оперы «Победа над солнцем» было первым проявлением супрематизма.
Философия супрематизма
Супрематизм как движение полностью связан с мыслью и творчеством Казимира. Без русского художника нет супрематизма. Для него супрематизм представлял собой новый реализм в живописи, несмотря на то, что он не показывал никаких сцен, виденных в повседневной жизни. Для художника геометрические фигуры, используемые в супрематизме, были новой реальностью. Они не имели в виду ничего, кроме самих себя. Визуальный язык супрематизма был абстрактным, сосредоточенным только на простых геометрических фигурах и цветах.
В своём Манифесте Малевич писал: «Для супремата визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны. Главное - чувство». Супрематизм хотел поставить под сомнение искусство, его назначение и функцию. Супрематическое искусство считалось беспредметным, Казимир даже сам использовал этот термин для описания своего искусства в эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм в 1916 году».
Он также рассматривал супрематизм не только как художественное направление, но и как философский образ мышления. Для него искусство считалось бесполезным и не предназначалось для служения какой-то политической идее или идеологии.
Казимир считал, что художник должен быть свободным и независимым, чтобы создать настоящее произведение искусства. Через супрематизм он также хотел исследовать идею пространства в живописи и то, каким духовным считал супрематизм Малевич, который был для него не концом искусства, а новым началом.
Ещё один важный термин для понимания его искусства и самого супрематизма - фактура. Впервые этот термин ввёл Владимир Марков. Он определил фактуру как общую концепцию в области скульптуры, архитектуры и во всех тех искусствах, где есть определенный шум. Для Малевича и его учеников в УНОВИСЕ фактура представляла собой идею, новое развитие. Русский художник также много писал об этом термине и пытался дать ему философское определение.
Чёрный квадрат
«Чёрный квадрат» Малевича, скорее всего, является его самым известным супрематическим произведением. Итак, что же делает «Чёрный квадрат» таким особенным? Рисуя чёрный квадрат на холсте, Казимир хотел покончить с традиционным представлением об искусстве как о чём-то репрезентативном. Он показал новую реальность, которая не была той, которую люди могли видеть в природе или обществе.
Чёрный квадрат не показывал никакого повествования. Он отрицал известные условности живописи и предлагал нечто новое. Художник даже сказал, что его «Чёрный квадрат» — это новое лицо искусства. Он иногда использовал крошечный чёрный квадрат в качестве подписи на других картинах, что свидетельствует о том, насколько важен был для него оригинальный «Чёрный квадрат».
Очень интересно, что Казимир датировал эту картину 1913 годом, хотя она была написана в 1915 году. И вот почему: художник считал, что произведение должно быть датировано тем временем, когда идея картины пришла в голову художнику. Поскольку Казимир считал, что знаменитый «Чёрный квадрат» возник из эскизов декораций к опере «Победа над солнцем», он датировал его 1913 годом.
В письме к Матюшину в 1915 году Казимир отмечал, как важен для него квадрат в эскизе сценического оформления. Он писал: «Этот рисунок будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь приносит необыкновенные плоды».
Всего Малевич написал четыре картины «Чёрный квадрат». Оригинал был сделан в 1915 году, а копии - в конце 1920-х и начале 1930-х.
«Чёрный квадрат» впервые был выставлен в декабре 1915 года во время выставки, названной Последней выставкой футуристической живописи 0.10 (Ноль-Десять) в Петрограде в России, тогда столице России. Ноль в названии означал новый старт в истории искусства, который должен был представлять супрематизм. Четырнадцать художников были включены в выставку, и их тридцать девять работ были представлены на ней. Казимир выставил картину, поместив её в верхнем углу стен, что было способом показа русских православных икон дома. Это говорит о том, что он мыслил супрематизм как духовное движение, для него «Чёрный квадрат» был иконой. Значение «Чёрного квадрата» в истории искусства неоспоримо. Он представляет собой поворотный момент, как и готовые работы Марселя Дюшана. Это было загадочно, интересно и наводило на размышления.
Белое на белом
Через несколько лет после «Чёрного квадрата», в 1918 году он нарисовал белый квадрат на белом фоне и назвал произведение супрематической композицией – «Белое на белом». В этой картине, благодаря её цвету и простоте, зритель легко может сосредоточиться на материальном аспекте самой картины. Также можно заметить структуру краски и различные оттенки белого, которые использовал здесь художник.
«Белое на белом» должно было дать ощущение картины, парящей в пространстве. Для художника белый олицетворял утопическое и чистое. Это был бесконечный цвет. В ответ на «Белое на белом» Малевича Александр Родченко написал в 1918 году произведение, известное как «Чёрное на чёрном». Это произведение также стало невероятно важным произведением искусства. В ней Родченко хотел исследовать такие материальные качества живописи, как фактура и форма.
Малевич не просто писал супрематические картины и писал философские эссе о движении, он также создавал различные объекты, вдохновлённые супрематизмом. В 1923 году вместе с Ильёй Григорьевичем Чашником он создал ряд прекрасных чайных чашек. За год до этого Казимир был приглашён ленинградским фарфоровым заводом для проектирования чашек и чайников. Примерно в это же время художник также создавал гипсовые модели супрематических зданий, поэтому очевидно, что он тоже думал о смешении супрематизма и архитектуры. Он также разрабатывал узоры для текстиля. Поэтому для Малевича супрематизм представлял собой целую эстетическую вселенную. Это был не просто способ рисовать, но и полностью понять мир.