Фриц Климш (Fritz Klimsch; 10 февраля 1870 — 30 марта 1960 гг.) — знаменитый немецкий скульптор первой половины ХХ века, выдающийся представитель модерна и классицизма. Фриц Климш по праву считается одним из величайших художников Германии времен Веймарской республики и Третьего рейха. Наибольшую известность мастеру принесли скульптурные произведения с изображением обнаженной женской натуры, хотя среди лучших шедевров его творчества есть также немало монументальных и надгробных памятников. Гениальный ваятель прожил очень долгую жизнь, а его биография насыщена интересными событиями.
Фриц Климш был наиболее ярким, но далеко не единственным представителем семейной династии немецких художников. Значительный вклад в развитие европейского изобразительного искусства также внесли его близкие родственники:
- дед Фердинанд Карл (Ferdinand Karl Klimsch);
- отец Ойген (Eugen Klimsch);
- родные братья Карл (Karl Klimsch) и Пауль (Paul Klimsch);
- родные дяди Карл Фердинанд (Karl Ferdinand Klimsch) и Людвиг (Ludwig Klimsch);
- двоюродный брат Герман Антон (Hermann Anton Klimsch).
Биография Фрица Климша
Фриц Климш появился на свет 10 февраля 1870 года во Франкфурте-на-Майне. Он был третьим ребенком в семье и с детства очень любил рисовать, но, в отличие от двух старших братьев, после окончания школы решил посвятить свою жизнь скульптуре, а не живописи.
После получение аттестата о среднем образовании Климш поступил в Берлинский институт изящных искусств, который окончил с отличием в 1894 году и получил грант на право поездки в Италию для продолжения обучения. Вплоть до начала ХХ века Фриц неоднократно бывал на Апеннинском полуострове, где берлинская академия арендовала для своих стипендиатов небольшие студии на вилле Штроль-Ферн в Риме.
Вскоре молодой скульптор женился на Ирме Лаутер, с которой счастливо прожил в браке более 50 лет. Жена подарила ему четверых детей, но никто из них не пошел по стопам отца. В 1892 году Климш впервые принял участие в художественной выставке в столице Германии, но его работы не вызвали особого интереса у публики. А в 1898 году Фриц стал одним из основателей «Берлинского сецессиона», хотя, в отличие от большинства членов этого творческого объединения, никогда не тяготел к экспрессионизму.
Широкую известность художник приобрел в 1906 году после победы в конкурсе на лучший проект памятника знаменитому врачу Рудольфу Вирхову. А спустя шесть лет Климш был избран действительным членом Прусской академии искусств, после чего начался пик расцвета его творческой карьеры.
Годы Первой мировой войны скульптор с семьей провел в Берлине, занимаясь, в основном, изготовлением скульптур в античном стиле и надгробных памятников. Фриц Климш никогда не интересовался политикой и все свое время посвящал искусству. Он спокойно пережил крах Германской империи и с полным безразличием отнесся к образованию Веймарской республики. У скульптора было множество влиятельных покровителей из числа промышленников, которые снабжали его постоянными и хорошо оплачиваемыми заказами.
Приход Гитлера к власти в 1933 году еще больше упрочил авторитет Климша в художественной среде Германии. Его работы, выполненные в натуралистическом стиле, идеально вписывались в культурную политику национал-социализма. Произведениями мастера восхищались Гитлер, Геббельс, Геринг и многие другие видные деятели преступного режима.
До окончания Второй мировой войны скульптор был обеспечен многочисленными государственными заказами на изготовление памятников и скульптур. Он постоянно принимал участие в художественных выставках, получил несколько престижных наград за заслуги перед немецким искусством и даже был включен Гитлером в список «величайших художников Рейха, особо одаренных Богом». Тем не менее Франц Климш никогда не состоял в нацистской партии и не был сторонником ее идеологии. Поэтому впоследствии он избежал обвинений в сотрудничестве с преступным режимом, в отличие от многих других коллег.
Незадолго до конца войны 75-летний скульптор с семьей переехал в австрийский город Зальцбург. Но в феврале 1946 года, в рамках программы репатриации немцев, вынужден был вернуться в Германию. В итоге он поселился во Фрайбурге, где прожил остаток жизни. После войны мастер полностью отошел от дел и не создал ни одного полномасштабного произведения искусства. Фриц Климш умер 30 марта 1960 года в больничной палате в возрасте 90 лет и был похоронен на местном кладбище.
Самые известные работы Фрица Климша
Гениальный немецкий скульптор оставил потомкам внушительное творческое наследие. Самыми известными работами Фрица Климша считаются:
- Памятник Рудольфу Вирхову (1906–1910) — монумент, установленный на берлинской площади Карлплац перед входом в клинику «Шарите», где работал знаменитый доктор. На постаменте обнаженный титан (аллегорический образ врачебной науки), душит сфинкса (символ болезней) в беспощадной борьбе за здоровье человечества.
- Надгробный памятник на могиле Алоиса Альцгеймера (1915) — шедевр, прославляющий жизнь и научный подвиг гениального немецкого врача. На рельефной панели изображены женщина в скорбной позе и маленький мальчик с цветком в руке.
- «Униженные» (1919) — скульптура, установленная в парке польского города Слупска. Сгорбленная фигура обнаженного мужчины символизирует унижение Германии после поражения в Первой мировой войне.
- Военный мемориал «Стальной шлем» (1920) — памятник, посвященный подвигу погибших на войне солдат. На лицевой панели монумента находится рельеф с обнаженной мужской фигурой в профиль, а верхнюю часть скульптурной композиции украшает шлем немецкого воина.
Фриц Климш был признанным мастером немецкого искусства первой половины ХХ столетия и по праву принадлежит к числу лучших европейских скульпторов своей эпохи. А его шедевры до сих пор привлекают внимание миллионов людей в музеях и общественных местах городов Германии.