Биография Фрица Кремера
Фриц Кремер не знал своего отца. Мальчик появился на свет 22 октября 1906 года в семье обойщика мебели и декоратора Альберта Кремера, который скончался спустя год после рождения сына. Оправившись от смерти мужа, Кристина Кремер переехала с двумя детьми из Арнсберга в Эссен и вторично вышла замуж. Большое хозяйство и вечная нехватка денег создавали угнетающую и подавленную атмосферу в семье, и Фриц, который «задыхался в удушливом мещанстве», в 15 лет ушел из дома.
Фриц Кремер в 1921 году стал учеником мраморщика, а в 1922 году успешно сдал экзамены на курс церковной скульптуры в художественном училище Фолькванг-шуле (Folkwang-Shule) на вечернюю форму обучения. Параллельно прослушал курс по скульптурной пластике в местной Академии. Юноше повезло с учителями, но с особым теплом он всегда вспоминал Уилла Ламмерта (Will Lammert), которого причислял не только к любимым наставникам, но и к лучшим друзьям.
В 1926 году он окончил училище, накопил 300 марок, и, отработав три года в мастерской, отправился покорять Берлин. Фрицу Кремеру это удалось — поступив в Высшую школу изобразительного искусства в Шарлоттенбурге, он получил стипендию и попал в класс Вильгельма Герстеля (Wilhelm Gerstel). Это был сложный исторический период — к власти в Германии пришли нацисты и приступили к зачистке инакомыслящих граждан.
Фриц Кремер, в 1929 году вступивший в Коммунистическую партию, после исключения из Академии Генриха Манна (Heinrich Mann) и Кете Кольвиц (Käthe Kollwitz) инициировал протестную акцию. Дерзкий поступок грозил серьезными последствиями — исключением из школы по политическим мотивам. Герстель помог Фрицу избежать наказания, выхлопотав для него учебную поездку в Париж. Это позволило Кремеру продолжить обучение, получить диплом и затем поступить на работу в мастерскую Герстеля.
1935-1936 гг. стали знаковыми для Фрица Кремера — он сделал первые шаги как самостоятельный скульптор и дебютировал с крупномасштабным бронзовым барельефом «Скорбящие женщины», известным также как «Гестапо». Тема материнства, а именно горюющей матери и страдающего от ран и погибающего юноши, красной линией проходит через творчество скульптора в предвоенный и военный периоды. За работу «Гестапо» Фрица наградили государственной премией и поездкой в Рим, где в 1937-1938 гг. Кремер работал на вилле Массимо.
Несмотря на антифашистские убеждения, Фриц Кремер пошел служить в артиллерийские войска Вермахта, куда его призвали в 1940 году. В угнетенном состоянии духа скульптор ступил на земли Греции, колыбели античной культуры. К его радости через некоторое время друзья из академии добились освобождения скульптора от военной службы, и он снова уехал в Рим, чтобы совершенствовать свое мастерство. Спустя год Кремеру пришлось вернуться в ряды воюющей армии на Балканы, но там он добровольно сдался в плен.
Когда закончилась война, Фриц Кремер переехал к супруге в Вену. Здесь он создает сразу несколько крупных работ — «Борец за свободу», фигуры «Памяти казненным коммунистам Австрии» и «Памятник жертвам фашизма» для мемориального комплекса на кладбище Вены. Благодаря хлопотам соратников по коммунистической партии, скульптор стал профессором и заведующим кафедрой скульптуры Академии прикладных искусств. Верный своим политическим убеждениям, Фриц Кремер вступил в Социалистическую партию Германии, а в 1950 году переехал в Восточный Берлин, в ГДР. Здесь он возглавил Художественную академию Берлина, часто ездил в командировки в СССР, бывал в Египте и Китае.
В социалистической Германии Фриц Кремер пользовался уважением, не цензурировался и не подвергался критике. Мастер ушел из жизни 1 сентября 1993 года и нашел последнее пристанище в Берлине на кладбище Панков III.
Самые известные скульптуры Фрица Кремера
Скульптуры Фрица Кремера, барельефы и мемориальные комплексы установлены в Германии, Австрии, США, а также в бывших концентрационных лагерях — Бухенвальде, Маутхаузене, Эбензе и Равенсбрюке. К сожалению, более 50 работ мастера были уничтожены в результате бомбежки Берлина в 1945 году. К лучшим произведениям скульптора можно отнести:
- «Мемориал в память героев Бухенвальда» (1952-1958) — скульптурная группа создана по заказу правительства ГДР, пожелавшего увековечить подвиг узников Бухенвальда, поднявшихся на восстание 11 апреля 1945 года.
- «О, Германия, скорбная Мать!» (1960-1967) — памятник, созданный в честь узников немецкого сектора концлагеря Маутхаузен.
- «Мемориал в Равенсбрюке» (1958-1965) — авторству Фрица Кремера принадлежит «материнская» скульптурная группа мемориального комплекса. Женщины из Равенсбрюка несут на носилках ребенка, умершего от голода.
- Скульптурный портрет Карла Маркса (1967) — установлен на территории Берлинской академии наук.
- «Восстание» или «Борец за свободу» (1964-1965) — ГДР передала бронзовую статую ООН в 1975 году. Произведение, посвященное борющимся за свободу народам, стоит в парке перед штаб-квартирой организации в Нью-Йорке.