«Гадкие лебеди», «Дни затмения» и другие ожившие миры братьев Стругацких
699
просмотров
«Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» — всё это уникальные миры, которые пытаются осмыслить не только читатели, но и кинорежиссёры.

«Сталкер», 1979 год

В дневнике режиссёра Андрея Тарковского есть запись, датированная 1973 годом, в которой он отмечает, что его необычайно вдохновила повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Спустя три года режиссёр основательно взялся за произведение. Произведения Стругацких считались не экранизируемыми: неоднократные попытки перенести сюжеты их книг на киноленту обычно заканчивались провалом.

Во время съёмок возникло множество проблем: сценарий переписывался на ходу, фильм стремительно выходил за рамки выделенного бюджета, тысячи метров плёнки с отснятым материалом были безвозвратно утеряны при проявке на «Мосфильме». Сам же Тарковский во время съёмок перенёс инфаркт.

Несмотря на все сложности, 25 мая 1979 года фильм, почти не изменённый цензурой, вышел в советский прокат. От книги в киноленте в итоге осталось не так уж много: образ Зоны в своеобразной интерпретации режиссёра и фигура сталкера-проводника. Для Тарковского «Сталкер» стал последней картиной, снятой в СССР. Фильм был отмечен премией Каннского кинофестиваля.

«Дни затмения», 1988 год

Традиционно братья Стругацкие, когда у них была такая возможность, сами участвовали в работе по киноадаптации своих произведений. Не стал исключением и фильм режиссёра Александра Сокурова «Дни затмения», основанный на фантастической повести Стругацких «За миллиард лет до конца света». Для съёмок были приглашены непрофессиональные актёры. Как отмечали кинокритики, фильм был выполнен в характерной для Сокурова манере. Он только отдалённо напоминал повесть, по которой снимался.

Фильм был награждён призом Союза кинематографистов СССР и получил премию «Ника». Многие эксперты отдельно отмечали звуковую составляющую: композитор Юрий Ханин, написавший музыку к фильму, также был несколько раз отмечен наградами разных кинофестивалей. В 2000 году гильдия кинокритиков России включила «Дни затмения» в сотню лучших фильмов в истории отечественного кинематографа.

«Гадкие лебеди», 2006 год

«Гадкие лебеди», 2006 год

Режиссёр Константин Лопушанский чаще всего работал в жанре притчи или антиутопии. Абсолютно неординарной у него получилась и кинолента «Гадкие лебеди», снятая по одноимённой фантастической повести Стругацких. Примечательно, что Лопушанский — приверженец авторского кино — добавил в историю, описанную братьями, персонажей из других произведений этого творческого дуэта. При этом первоначальные имена героев режиссёр русифицировал: Ирма стала Ирой, Лола — Людой, а Бол Кунац — Борей Кунициным.

«Обитаемый остров», 2008 год

Фильм Фёдора Бондарчука стал самым кассовым в России по итогам 2009 года, однако это не позволило ему окупиться. Критика была безжалостна к актёрам и монтажу. «Обитаемый остров» далеко отходит от оригинального произведения. Сценарий для фильма пришлось переписывать: первый вариант, подготовленный Эдуардом Володарским, не устроил режиссёра; второй оказался настолько объёмным, что из фильма сделали дилогию, поделив кинокартину на две части.

В отличие от критиков Борис Стругацкий отметил близость киноленты к тексту и назвал фильм «удачей режиссёра».

Кстати, на съёмках масштабных сражений режиссёр задействовал большое количество реальной военной техники: на экране появляются переделанные советские танки Т-64, гусеничные боевые машины и гранатомёты.

«Трудно быть богом», 2013 год

Алексей Герман начал работу над фильмом в 1968 году, через несколько лет после выхода одноимённой книги Стругацких. Когда сценарий был написан и всё было готово к съёмкам, началось вторжение советских войск в Чехословакию. Вернуться к проекту Герман смог только через 32 года. Снимать решили в Чехии.

Когда же началась работа над лентой, Борис Стругацкий с уверенностью заявил: «Фильм получится эпохальный». Критики, давшие разные оценки картине, сошлись в одном: кинолента Германа вышла очень натуралистичной. Итальянский писатель Умберто Эко, посмотрев «Трудно быть богом», поделился своими впечатлениями: «После Германа фильмы Тарантино кажутся диснеевскими мультиками».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится