Гала (Елена Дьяконова) была для Сальвадора Дали музой и проклятием, менеджером и тираном, женой и дикой страстью всей жизни
1,197
просмотров
За спиной каждого великого мужчины стоит выдающаяся женщина. Это выражение является аксиомой, постулатом, передающим непреложную истину. Однако далеко не каждый великий мужчина признает женские заслуги и стремится разделить со своей музой «лавры победителя».

Разумеется, так поступают далеко не все. Великий испанский художник, всемирно признанный гений Сальвадор Дали никогда не забывал упомянуть о той женщине, которая вдохновляла и направляла его искусство. Многие биографы великого испанца полагают, что он делал это даже чересчур часто. Разумеется, речь идет о Гале, великой музе непревзойденного гения.

Что значила эта женщина для великого испанца?

Насколько важна была Гала? Дали посвятил ей свою автобиографию, а это говорит о многом. Книгу, которая называется «Дневник гения», «неистовый испанец» начал такими словами: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной богине Гала Градива. Моя Елена Троянская, моя Святая Елена. Моя яркая женщина, которая, кажется на поверхности моря Гала Галатам (galateia)».

Кто же может лучше самого художника выразить те чувства, которые переполняли его душу? Гала была для него всем. Эта женщина являлась его «великим праздником» («гала градива»), она была его Солнцем, безбрежным морем и тем воздухом, которым он дышал.

Однако каждому творческому человеку присущ нарциссизм, и Дали не был исключением. Он называет свою музу Галой Галатам, то есть сравнивает ее с Галатеей, а себя, соответственно, с Пигмалионом, создавшим совершенство.

Но так ли это было? Большинство биографов «неистового испанца» убеждено в том, что Пигмалионом в этой паре был вовсе не Дали, а его возлюбленная муза, его Гала. Именно она «слепила из того что было» великого и непревзойденного гения, что, впрочем, нисколько не принижает ее роли в жизни и успехах Сальвадора.

Кто эта женщина?

Елена Дьяконова, а именно так звали музу художника, родилась 18 августа 1894 года в Казани. Соответственно, в ее жилах вполне могла течь горячая татарская кровь, а не прохладная славянская. Да и внешность Галы была не совсем типичной, русские красавицы выглядят иначе. Но биографы знаменитого художника не интересуются этим вопросом, они просто называют Галу русской. Впрочем, она действительно родилась и выросла в Российской империи.

Отец Галы умер, когда она была ребенком. Ее мать не особо долго горевала, она вскорости вновь вышла замуж. Отчим увез семью в Москву. Какими были отношения Галы с приемным отцом, остается только догадываться. Однако девушка изменила свое отчество «Ивановна» на «Дмитриевна». Иваном звали ее родного отца, а Дмитрием – приемного. Вероятно, Гала его очень любила, раз поступила таким образом. В Москве девушка посещала занятия в Женском колледже, где сдружилась с Мариной Цветаевой, будущей поэтессой.

1912 год был трудным для семьи Галы. Семнадцатилетняя девушка заболела, врачи диагностировали туберкулез. Гале требовалось лечение, и родные увезли ее в Швейцарию, в санаторий Clavadel. Там она познакомилась с молодым, никому еще не известным французским поэтом, которого звали Эжен Грендель. Годами позже весь мир будет знать его под именем Поль Элюар и восхищаться его необычайно душевной, тонкой, ироничной и очень искренней лирикой, зачитываться стихами о любви, которые поэт написал для Галы. Впрочем, тогда ее еще звали Еленой. Замуж за Эжена она вышла в 1917 году. С этого момента и начался ее долгий путь музы.

Как сложилась ее жизнь в браке с Полем Элюаром?

Через год после свадьбы у Галы и Поля родилась дочь. Однако специфика их отношений не подразумевала тихую семейную жизнь, наполненную заботой о малышке и простыми радостями. Супруги проводили вечера в литературных салонах и галереях, в кафе, где собирались художники, поэты и музыканты. Они много ездили, знакомясь с интересными и талантливыми людьми.

В 1921 году супруги оказались в Кельне. В Германию они приехали для того, чтобы повидать Макса Эрнста, художника. Результатом этого визита стал «любовный треугольник», впрочем, ни о какой ревности речи не было. Мужчины вполне спокойно «делили» между собой Галу.

Эта странная семья просуществовала не очень-то долго. В 1929 году Поль и его супруга приехали в Испанию, в городок Кадакес. Поль Элюар очень хотел познакомиться с молодым двадцатипятилетним художником. Живописца звали Сальвадор Дали.

Какой была первая встреча Сальвадора и его музы?

«Неистовый испанец» в своей автобиографии подробно и весьма красочно описывает бурю чувств, охватившую его в тот момент, когда Гала переступила порог его скромного захламленного жилища.

Но он пишет исключительно о себе, о своих порывах и о том, насколько прекрасна была женщина, посетившая его дом. Что чувствовала Гала? Она описала их встречу весьма лаконично, буквально в паре слов выразив все значение этого момента жизни. Гала сказала: «Я сразу же поняла, что он – гений».

Разумеется, домой Поль Элюар уехал в одиночестве. Правда, Дали подарил ему его портрет, написанный второпях. Как объяснял этот поступок сам художник, он чувствовал, что должен был что-то дать поэту, ведь он украл одну из его муз.

Это достаточно странное высказывание. О том, что в жизни Элюара были в тот момент женщины, за исключением его жены, ничего не известно. Однако вряд ли Сальвадор оговорился. Ведь эта фраза произносилась им неоднократно, да и в книге он написал именно так.

Что же случилось в тот далекий вечер на самом деле? Действительно ли Гала встретила гения, вызвавшего ее бесконечное восхищение и заставившее ее сердце остановиться? Может быть, она просто увидела возможность достойно, на своих условиях прекратить супружеские отношения, которые уже разваливались? Поль Элюар ведь совершенно не расстроился, не впал в депрессию и, судя по его стихам, даже не скучал по жене. Да и писать он меньше не стал после ее исчезновения из его жизни.

Как развивались отношения Сальвадора и Галы?

Первое время они жили вместе, не оформляя своих отношений. Гала все еще являлась «мадам Элюар». Поэт вовсе не препятствовал оформлению развода, просто им обоим было не до бюрократических проволочек. Наконец-то в 1932 году Гала и Поль нашли время и оформили развод. Разумеется, в том же году Гала официально стала супругой Сальвадора Дали.

Эти люди были неотделимы друг от друга. Невзирая на то что об их паре ходило невероятно большое количество нелицеприятных слухов, они явно были искренни в своих отношениях и счастливы. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто взглянуть на совместные снимки.

Каким был этот брак?

О странностях во взаимоотношениях супругов писали все биографы Дали. Однако откуда им было знать, что именно происходило за закрытыми дверями их спальни? Они описывали только то, что склонный к эпатажу и экстравагантности Сальвадор им «подал на тарелочке».

Без сомнения, это был неравный и необычный брак. Десятилетие разницы в возрасте не может не отразиться на отношениях. Гала нередко называла Сальвадора «мой ребенок», произнося эту фразу с нежностью, иронично и одновременно с долей серьезности. Сальвадор же, обожествляющий образ своей матери, которой он лишился будучи подростком, ничуть не возражал против подобного обращения.

Гала практически не виделась со своим настоящим ребенком, ее дочь растила бабушка, мать Поля Элюара. Впрочем, музу «неистового испанца» это ничуть не смущало, смыслом ее жизни был Сальвадор, ничему другому в ней места просто не было.

Упоминая о подробностях семейной жизни, биографы нередко пишут о том, что Дали находился во власти многочисленных фобий. Он боялся сцены, женщин, физических контактов. Некоторые предполагают даже наличие импотенции. Многие исследователи его творчества и жизни считают, что прикоснуться к художнику могла только Гала, физический контакт, к примеру, рукопожатие, приводил его в бешенство или в истерию.

Однако все эти нюансы и любопытные детали были «выращены» самим Дали. Он не зря считается гением эпатажа. Этот человек исключительно тонко подмечал желания и потребности публики и тут же «давал народу зрелищ». Фактически он занимался самопиаром, продвигал себя и свои работы, делал так, что его имя постоянно было на слуху, о нем говорили всюду. К тому же о том, что такое реклама и как она работает, Дали знал отлично. Он разрабатывал логотипы, занимался оформлением плакатов и многим другим.

Принято считать, что вся его бешеная страсть выливалась в искусство, в произведения. Также считается, что Гала, женщина чувственная, не могла обходиться без сексуальной жизни и имела множество любовников, в основном моряков. Но и тут имеется противоречие.

Во-первых, когда она успевала? Ей нужно было позировать ее гению, прибирать за ним, обстирывать, гладить, покупать ему вещи, готовить еду, приносить Сальвадору кофе и вино, выполнять обязанности его делового представителя, то есть агента. И при всем этом еще необходимо было заботиться о собственной внешности. Гала была старше Сальвадора, а солнечный климат Испании не способствует сохранению молодости без прилагаемых усилий.

Во-вторых, никто и никогда не видел Галу в обществе других мужчин. О ее романах известно лишь со слов Дали, которые породили множество сплетен, разросшихся до неприличия и надолго обеспечивших интерес публики и работодателей-заказчиков к Сальвадору.

Их брак был партнерством. Они были необходимы друг другу в равной степени. Они идеально дополняли один другого и вряд ли можно говорить о том, что Гала стала «злым гением» для Дали.

Была ли Гала жадной?

«Рай с милым в шалаше», безусловно, привлекательный вариант для романтического свидания. Но кто сможет провести в нищете всю свою жизнь? Обвинить Галу в жадности, в том, что она заставляла Дали растрачивать талант на воплощение коммерческих проектов, которые очень хорошо оплачивались, может только тот, кто способен голодать годами, складывая в углу никому не требующиеся картины и отдавая полученные на случайной подработке копейки за краски.

Стереотип восприятия Галы как «злобного монстра», околдовавшего художника и заставившего его отвернуться от искусства, сложился благодаря злобным нападкам на нее со стороны поэта Андре Бретона, приятеля Поля Элюара. За что он так ненавидел Галу, неизвестно. Может быть, она ему просто отказала в чем-либо?

Галу обвиняют в том, что из-за нее Дали разорвал свои взаимоотношения с сюрреалистами. Но где сейчас те сюрреалисты? Кто помнит их имена? А слава Дали осталась незыблемой. Для всех людей сегодня сюрреализм – это Сальвадор Дали, а не кто-то еще.

Гала представляла мужа как агент. Она управляла его делами, находила для него выгодные заказы, продавала его работы. И она великолепно справлялась с этими обязанностями. Супруги не просто не бедствовали, они могли позволить себе немало «дорогих чудачеств».

Но Гала ли была «мозгом» в этом тандеме? Дали не был «идиотом» в широком смысле этого слова. Не являлся он и бессребреником. Сальвадор любил эпатаж и роскошь, он хотел пить хорошее вино и курить дорогие сигары, носить красивую одежду и являться образцом стиля. Он был «звездой», об этом говорят все его поступки и высказывания.

Была ли Гала «злым гением»? Может быть, она являлась той женщиной, которая помогала Сальвадору воплотить в реальность его собственные желания?

К тому же нельзя забывать и о том, что большую часть произведений художник подписывал так: «Гала-Сальвадор Дали». Многие годы считалось, что он либо выражал признательность жене, либо обозначал ее как модель. Однако не так давно появилась в среде искусствоведов и исследователей наследия Дали интересная теория, согласно которой этот вариант подписи означает соавторство Галы, ее непосредственное участие в создании картины.

Это наводит на мысли о том, что людям слишком мало известно об этой женщине, чтобы «вешать ярлыки» на нее. Бесспорно одно – не будь на свете Галы, Сальвадора Дали тоже бы не было.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится