Свой путь
Она появилась на свет 4 апреля 1949 года в самой обычной семье, где мама Райхана Шарафутдинова была врачом-хирургом, а отец Иван Шелудько, прошедший Великую Отечественную войну и имевший звание гвардии майора, служил администратором объединения «Союзгосцирк». Галина Шелудько с детства была активной участницей художественной самодеятельности и с удовольствием посещала занятия театрального кружка во Дворце пионеров.
Cразу после окончания школы Галина Шелудько не стала поступать в театральный институт, а устроилась на работу в Московский театр кукол. При нём работала театр-студия «Жаворонок», возглавлял которую главный режиссёр Борис Исаакович Аблынин. В 18-летнем возрасте Галина уже играла главные роли в спектаклях «Жаворонка» и была на очень хорошем счету.
Актриса вышла замуж за Геннадия Веневитинова, преподавателя ГИТИСа, поступила на заочное в ГИТИС, позже родила сына. Галина Веневитинова настолько любила свою профессию, что даже в декрете не стала сидеть. За несколько дней до появления сына на свет она ещё выходила на сцену, а спустя всего несколько дней после выписки из родильного дома она снова была на репетиции, благо, близкие актрисы с удовольствием помогали ей с малышом.
После того, как Галина окончила ГиТИС, она перешла на работу в «Москонцерт», куда её пригласили в качестве чтеца. Уже спустя год, в 1974 она принимала участие в прослушивании актёров в Московский ТЮЗ, труппа которого оказалась не укомплектована из-за массового перехода актёров в Театр имени Моссовета. Часть артистов перешла туда вслед за главным режиссёром Павлом Хомским.
Художественный совет принял Галину Веневитинову без колебаний. Актриса покорила всех талантом и разносторонними способностями: кроме драматического таланта она обладала прекрасными вокальными данными, великолепно чувствовала ритм, хорошо танцевала. Немаловажную роль играл и тот факт, что актриса выглядела значительно моложе своего возраста, в ТЮЗе это особенно ценится.
Театр и кино
Галина Веневитинова стала для ТЮЗа настоящей находкой. Она мастерски перевоплощалась в разных героев и всегда была готова к выходу на сцену. За десять лет работы в театре актриса выходила на сцену больше 1200 раз. По воспоминаниям зрителей, Галина Веневитинова была просто неподражаема в образе Миледи в спектакле «Три мушкетёра», гремевшего в то время на всю Москву. Её срочно ввели в постановку вместо другой актрисы, и «Три мушкетёра» от этого только выиграли.
К сожалению, так бывало очень часто: в премьерных показах Галина Веневитинова обычно не участвовала, а потому оставалась вне поля зрения критиков, которые обычно писали рецензии и отмечали актёров как раз после премьер. Актриса же часто оставалась в тени своих более удачливых коллег. Но она никогда не жаловалась на судьбу, всегда работала в полную силу, сохраняла оптимизм и верила в свою счастливую звезду.
Актрису часто приглашали на телевидение. Она принимала участие в съёмках программ для Главного управления внешних сношений Гостелерадио СССР, предназначавшихся для показа иностранной аудитории. В советско-британском учебно-видовом телефильме «До свидания, лето», выпущенном в 1980 году, Галина Веневитинова сыграла главную роль.
Александр Николаевич Полынников, один из режиссёров фильма «Берегите женщин», увидел Галину Веневитинову по телевизору в каком-то телеспектакле ещё в то время, когда работал оператором на Одесской киностудии. Актриса тогда произвела на него неизгладимое впечатление и, став режиссёром, Полынников предложил актрисе роль Вали в фильме «Берегите женщин», о чём никогда не жалел. Актриса создала очень гармоничный образ яркой смешливой девушки, бесконечно влюблённой в море и в свою нелёгкую профессию механика-моториста буксира «Циклон».
И зрители даже не догадывались о том, что эта актриса во время съёмок фильма уже знала о своём смертельном диагнозе, но была полна решимости не оставлять работу так долго, как это только будет возможно. За помощью к медикам актриса обратилась, почувствовав стремительное ухудшение самочувствия, которое поначалу Галина Веневитинова списывала на усталость. Но результаты обследования оказались неутешительными, а диагноз прозвучал, как приговор: лимфосаркома. Лечение лишь слегка замедляло течение болезни.
Галина Веневитинова не сдавалась, она мужественно проходила курсы химиотерапии, а после снова и снова спешила в театр. Когда коллеги предлагали ей поберечь себя и снизить нагрузку, актриса лишь качала головой и говорила: «Если буду просто лежать – умру раньше».
В 1982 году актриса снялась ещё в одном фильме Александра Полынникова «Просто ужас». Правда, роль у неё в картине была небольшой и в кадре она появилась лишь на несколько минут.
8 декабря 1983 года она в последний раз вышла на театральную сцену в постановке «Новенький», где играла учительницу. В то время актрису уже мучили сильнейшие боли, от которых не помогали никакие уколы. Но она всё равно почти каждый день спешила на репетиции, готовилась к премьерному показу спектакля «Три дня в гостях», где так и не успела сыграть.
29 декабря 1983 года Галины Веневитиновой не стало. 31 декабря её похоронили на Долгопрудненском (Южном) кладбище столицы.
***
Коллега Галины Веневитиновой Марина Шиманская, сыгравшая капитана буксира в картине «Берегите женщин», в начале 1990-х перестала выходить на театральную сцену и сниматься в кино.