Ганс Макарт (Hans Makart; 28 мая 1840 — 3 октября 1884 гг.) — знаменитый австрийский художник второй половины XIX века, выдающийся мастер исторической живописи, натюрморта, аллегорий, пейзажа и портрета. Ганс Макарт также был блестящим сценическим декоратором, дизайнером костюмов, мебели и интерьера. Творчество художника оказало огромное влияние на европейское искусство той поры, а большинство его картин написаны в академическом стиле. Биография живописца изобилует многочисленными интересными событиями, хотя он прожил весьма короткую жизнь.
Ганс Макарт по праву считался суперзвездой своего времени, а его студия была местом притяжения сливок венского общества. Именем художника даже назвали отдельный стиль в искусстве с характерными плавными формами и яркой цветовой гаммой — «Макартстиль».
Биография Ганса Макарта
Ганс Макарт родился 28 мая 1840 года в Зальцбурге в семье управляющего резиденцией местного католического архиепископа. Отец будущего художника в свободное от основной работы время увлекался живописью и графикой. Именно он обучил сына основам рисунка и ксилографии, но, к несчастью, глава семьи умер, едва мальчику исполнилось 9 лет.
Окончив среднюю школу, в 1858 году Ганс Макарт уехал в Вену и поступил в местную Академию художеств. Но еще на первом курсе его отчислили из этого престижного учебного заведения с формулировкой «Профнепригодность», когда местные преподаватели единодушно признали юношу бесперспективным студентом.
Этот тяжелый удар судьбы начинающий художник выдержал с необыкновенной стойкостью, решив действовать по-другому. Макарт отправился в Мюнхен, где с недавнего времени проживал его дальний родственник Йост Шиффманн (Jost Schiffmann). В течение двух лет он брал частные уроки у своего дяди, а потом вновь стал студентом, но уже не Венской, а Мюнхенской Академии художеств.
В этот раз молодому человеку гораздо больше повезло с учителями. Его наставником был Карл Теодор фон Пилоти (Karl Theodor von Piloty), который, в отличие от своих австрийских коллег, поверил в талант юного дарования. Под руководством опытного мастера Ганс Макарт не только блестяще окончил учебное заведение, но и выработал собственный узнаваемый стиль исполнения.
Во время обучения Макарт имел возможность побывать в крупных городах Европы за счет Академии. Он совершил учебные поездки в Лондон, Париж и Рим, где познакомился с работами лучших мастеров живописи разных эпох. Тогда же он начал самостоятельно писать картины и уже к концу 1860-х годов приобрел славу талантливого молодого художника.
В 1869 году Ганс получил личное приглашение от австрийского императора вернуться в Вену на постоянное проживание. Еще до переезда в австрийскую столицу он женился на уроженке Мюнхена Амали Франциске Ройтмайр, но этот брак оказался очень скоротечным, так как спустя всего 4 года после свадьбы жена художника умерла.
Приехав в Вену, Ганс Макарт получил в свое распоряжение за счет государства просторное здание бывшей литейной мастерской для проживания и работы. Оказавшись в центре внимания столичной элиты, молодой живописец быстро обзавелся состоятельными заказчиками и начал зарабатывать приличные деньги.
Очень скоро на вырученные от продажи своих работ средства Ганс Макарт построил новую мастерскую на Гусхаусштрассе, 25, которую он обставил мебелью, коврами, антиквариатом и оружием. В этом же доме на втором этаже размещались его жилые апартаменты. Постепенно студия живописца стала местом собрания сливок венского общества. В гостях у Макарта постоянно бывали местные знаменитости — художники, писатели, артисты, а также представители самых влиятельных семей австрийской столицы.
С 1873 года мастер постоянно организовывал в своей мастерской грандиозные фестивали, которые с удовольствием посещали члены императорской семьи. Так он стал яркой местной знаменитостью и общепризнанным лидером художественной жизни Вены. Более того, Ганс Макарт сделал ультрамодным новый собственный стиль интерьера и вскоре большинство квартир состоятельных граждан в столице империи были обставлены по образцу его салона.
Несмотря на огромную занятость, живописец успевал находить время и для путешествий в дальние страны. Зимой 1875-1876 годов он побывал в Египте, затем посетил Бельгию и Нидерланды, после чего отправился в длительную поездку по Испании и Марокко. В 1878 году художник был назначен профессором исторической живописи в Венской академии, а чуть позже возглавил крупнейший выставочный комплекс австрийской столицы — Künstlerhaus.
В 1879 году, по случаю серебряной свадьбы императорской четы, Гансу Макарту была поручена организация грандиозного театрализованного представления с участием нескольких сотен актеров в костюмах эпохи Возрождения. Мастер блестяще справился с этой задачей и лично разрабатывал эскизы для масштабного мероприятия, многие из которых сохранились до сих пор.
В конце июля 1882 года художник женился во второй раз, а его избранницей стала бывшая прима-балерина Венского оперного театра Берта Линда. Но вдоволь насладиться размеренной семейной жизнью гениальному австрийцу было уже не суждено. 3 октября 1884 года Ганс Макарт умер в возрасте 44 лет, а причиной его ранней смерти стало поражение головного мозга, вызванное обострением хронического сифилиса. Внезапная кончина гения стала огромным потрясением для венской элиты, а его останки с большими почестями были преданы земле на центральном кладбище города.
Самые известные картины Ганса Макарта
Великий австрийский мастер за свою недолгую жизнь создал множество достойных шедевров. И все же, к числу самых известных картин Ганса Макарта относятся:
- «Современные Амуры» (1868) — работа, написанная еще во время обучения в Мюнхенской академии. Больше всего художник впечатлил зрителей необычным построением композиции произведения, состоящей из трех отдельных панелей.
- «Триумф Ариадны» (1874) — наиболее известное произведение мифологического жанра, созданное мастером. Эту картину он написал в период увлечения творчеством великого Рубенса (Pieter Paul Rubens), что хорошо заметно по стилю ее исполнения.
- «Пять чувств» (1872-1879) — знаменитый аллегорический шедевр живописца, поражающий необычной формой. Образы пяти прекрасных обнаженных женщин, символизирующих зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, мастер намеренно отделил друг от друга белыми полосами.
- «Въезд Карла V в Антверпен» (1878) — работа, которую значительная часть консервативной австрийской публики изначально восприняла негативно. Изображение реального европейского монарха в окружении множества голых женщин вызвало бурное негодование многих блюстителей моральных норм общества.
Ганс Макарт был гениальным художником и оставил яркий след в европейском изобразительном искусстве XIX века. А для Австрии он навсегда останется великим живописцем и дизайнером, с именем которого до сих пор в этой стране ассоциируется целая культурная эпоха.