Гао Сяохуа, Юэ Миньцзюнь, Ван Гуанъи и др: современная китайская живопись
557
просмотров
Со смертью Мао Цзэдуна в 1978 г. завершилась и культурная революция. На смену террору пришла политика реформ и открытости: связи с внешним миром постепенно расширялись, общество знакомилось с достижениями современного мирового искусства.

Искусство стало более свободным от партийной идеологии, появляются новые живописные течения. Многие живописцы в это время стремились переосмыслить период правления Мао Цзэдуна, сформировать новую систему идеалов и ценностей, отличных от ценностей времен культурной революции.

Живопись шрамов

В период культурной революции открытая критика линии партии была немыслима: каждый, кто посмел бы заявить о её ошибках, рисковал жизнью. Обсуждать культурную революцию начали только после смерти Мао Цзэдуна. Люди стали осознавать, что под предлогом борьбы с западными тенденциями в искусстве оказались репрессированы неугодные партии лица, среди которых были видные политические и общественные деятели, талантливые художники и литераторы и просто те, кто попал в немилость.

Переживание горечи утрат вылилось в новое живописное течение — «живопись шрамов». Художники пытались осмыслить трагедию культурной революции, делая акцент на отображении внутреннего мира человека, а не на поиске новых приемов и стилей. Присущей соцреализму идеализации человека они противопоставляли переживания и психологические проблемы людей.

Гао Сяохуа 高小华 (1955 – наст. время)

Гао Сяохуа родился в Нанкине, столице провинции Цзянсу. Когда ему было 14 лет, он вместе с семьёй был вынужден переехать в деревню: его родителей считали сторонниками капитализма. В 15 лет он ушел в армию, где и начал увлекаться живописью.

В 27 лет Гао окончил отделение масляной живописи Сычуаньского института изящных искусств. Во время учёбы он любил ездить на поезде в соседние провинции, чтобы в дороге запечатлевать жизнь простых людей.

Картина Гао Сяохуа «Почему?» — одна из самых ранних работ «живописи шрамов». На ней изображены измотанные и уставшие после боя хунвейбины («красные гвардейцы» — студенческие отряды, созданные для борьбы с противниками партии). Каждый погружен в свои мысли, словно не замечая присутствия других. Вера в светлое будущее и борьбу за правое дело сменилась разочарованием, недоумением и сомнениями. Они будто бы спрашивают (от лица) всего китайского народа: «почему?»

Гао Сяохуа, «Почему?»

Деревенский реализм

Параллельно с живописью шрамов в 80-х гг. XX века развивался деревенский реализм, изображавший повседневную жизнь крестьян. Это направление — противостояние официальной идеализированной живописи времен культурной революции: тогда художники могли изображать только героев революции и партийных лидеров.

Ло Чжунли 罗中立 (1948 – наст. время)

Ло Чжунли родился в Чунцине, с детства изучал живопись и закончил Сычуаньский институт изящных искусств в один год с Гао Сяохуа. После этого поступил в бельгийскую Королевскую Академию изящных искусств. В студенческие годы он проводил много времени в поездках по китайским деревням, делая зарисовки быта крестьян.

Первые персональные выставки Ло Чжунли проходили в Европе ещё во время его учёбы. Одна из самых известных работ художника – «Отец» (1980 г.). На картине изображен крестьянин-труженик, держащий чашу с водой. Художник уделяет большое внимание деталям: он максимально реалистично передает потрескавшиеся губы, морщины, выступающие вены старика.

Ло Чжунли, «Отец»

Новая волна – 85

Ещё одно течение в китайской масляной живописи, сформировавшееся в 80-е гг. XX века — «Новая волна 85», или «Идея 85». Название течения отсылает нас к конференции в Хуаншане, состоявшейся в апреле 1985 г. На конференции обсуждалась необходимость реформирования китайского искусства, становление свободного от политики творчества. В мае того же года в Пекинской художественной галерее прошла выставка произведений китайской молодежи. После этого в стране стало появляться множество стилистически и идеологически неоднородных творческих коллективов: их объединили общим названием «Новая волна 85». В своё время к ним относились Чжан Сяоган, Ван Гуанъи, Цай Гоцян и другие художники, которые позже будут развивать новые течения китайского искусства.

Открытие выставки «Китай/Авангард», февраль 1989 г.

Циничный реализм

Ещё одно популярное движение современного искусства в Китае, зародившееся в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века – циничный (или цинический) реализм. В это время в Китае проводились реформы, направленные на либерализацию экономики, впервые была официально разрешена частная торговля произведениями искусства, стали открываться аукционные дома. Личность начинала ставиться выше коллектива. В своих работах приверженцы циничного реализма создали особый художественный мир, напоминающий классические антиутопии, где художники – «больные, у которых вдруг появилась душа», живущие среди неестественно радостных и при этом безразличных к жизни людей. Циничный реализм искажает отдельные элементы реальности для выражения общей абсурдности жизни.

Юэ Миньцзюнь 岳敏君 (1962 – наст. время)

Юэ Миньцзюнь родился в провинции Хэйлуцзян, но ещё в детстве переехал в Пекин. В 1989 г. окончил живописное отделение Хэбэйского университета. Художник прославился после участия в 48-й Венецианской биеннале в 1999 г.

Работы Юэ Миньцзюня легко узнаваемы: чаще всего на них изображён сам художник с широко растянутой маниакальной улыбкой. Сам художник сравнивал своих персонажей с изображением будды Майтреи, рядом с которым часто есть надпись: «нужно быть оптимистом и смеяться в лицо реальности». В его работах смех – это выражение беспомощности и бессилия. 

Свои произведения художник часто основывает на композициях европейских шедевров. Одна из таких работ – «Казнь» (1995 г.). Считается, что она создана как реакция на вооруженное подавление протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., хотя сам Юэ Миньцзюнь никогда не говорил об этом прямо. Картину часто сравнивают с произведением Франсиско Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде» и работой Эдуарда Мане «Расстрел императора Максимилиана». В 2007 г. эта картина была продана на аукционе Sotheby’s почти за 6 млн долларов и стала на тот момент самым дорогим произведением китайского современного искусства.

Юэ Миньцзюнь, «Казнь»
Юэ Миньцзюнь, без названия

Чжан Сяоган 张晓刚 (1958 – наст. время)

В 1990-е гг. тему «шрамов» продолжил Чжан Сяоган.

Он родился в городе Куньмин провинции Юньнань. Культурная революция началась, когда ему было всего 8 лет. Гонениям подверглись его родители: они были вынуждены покинуть свои государственные посты и отправиться в деревню в лагерь перевоспитания. Хотя Чжан не посещал школу, с детства он учился рисовать. В 1977 г., после завершения культурной революции, он поступил в Сычуаньский институт изящных искусств. 

В 1995 г. Чжан Сяоган представил первые работы из цикла «Родословная: большая семья» в итальянском павильоне на 46-й Венецианской биеннале. Серия портретов вдохновлена старыми семейными фотографиями периода культурной революции: на них изображены люди с мрачными безжизненными взглядами. Люди соединены красной нитью — родословной. Используя свой личный опыт в качестве отправной точки, художник передаёт общий дух периода культурной революции и рисует психологический портрет всей нации, пережившей глубокое потрясение и не успевшей прийти в себя.

Чжан Сяоган, «Родословная: семья №1»
Чжан Сяоган, «Большая семья»

Политический поп-арт

В начале 90-х гг. прошлого века одним из ведущих течений в китайской живописи стал политический поп-арт. Художники, работающие в этом направлении, объединяют образы из плакатов в стиле соцреализма 50-70-х гг. с символами массового потребления в западной культуре. Основоположником течения считается Ван Гуанъи.

Ван Гуанъи 王广义 (1957 – наст. время)

Ван Гуанъи родился в Харбине, во время культурной революции провёл несколько лет в рядах хунвэйбинов и сам занимался созданием агитационных плакатов. В 1984 г. окончил Чжэцзянскую академию изобразительного искусства.

Большое влияние на него оказала выставка Роберта Раушенберга, состоявшаяся в 1985 г. в рамках проекта «Rauschenberg Overseas Cultural Interchange»: именно там китайские художники смогли впервые познакомиться с американским поп-артом.

В 1989 г. на выставке «Китай/Авангард» Ван Гуанъи представил несколько своих работ, в том числе и картину «Мао Цзэдун: АО». Сам художник объяснял, что, создавая гигантские плакаты с вождём во время культурной революции, ему приходилось использовать специальную сетку, чтобы увеличить изображение: «с помощью сетки из изображения Мао делали бога, но потом сетка полностью исчезала. Я, наоборот, оставлял сетку на прежнем месте, чтобы превратить его обратно в человека». 

Картина вызвала настолько большой резонанс на выставке, что власти выдвинули условие: либо приложить к работе текст, подтверждающий историческую важность Мао Цзэдуна и заменить букву «О» на «С», либо убрать картину из экспозиции.

Ван Гуанъи, «Мао Цзэдун: АО»

Наиболее ярко идеи поп-арта Ван Гуанъи раскрывает в серии работ «Великий критицизм» (1990-2007 гг.), в которых он сочетает революционные  образы и агитационные плакаты с рекламными слоганами и логотипами известных брендов. Так художник подчеркивает конфликт между политическим прошлым Китая и коммерциализированным настоящим.

Ван Гуанъи, «Porsche»

Гиперреализм

Большую популярность в XXI в. приобрел гиперреализм. Художники, работающие в этом направлении, создают картины, практически не отличимые от фотоснимков. Много внимания уделяется мелким деталям.

Лэн Цзюнь 冷军 (1963 – наст. время)

Лэн Цзюнь родился и вырос в Сычуани. Окончил художественный факультет Центрального китайского педагогического университета.

В Китае Лэн Цзюнь знаменит своими гиперреалистичными портретами: на них можно в мельчайших деталях разглядеть фактуру ткани и пряди волос. Он стал широко известным после того, как в 2004 г. представил картину «Мона Лиза»: взяв за основу культовую работу Леонардо да Винчи, Лэн Цзюнь изобразил современную китайскую девушку. За ней последовала серия подобных работ. С тех пор его работы вызывают много восторгов у пользователей Интернета. Тем не менее, есть и те, кто считает, что в эпоху фотокамер такие картины утрачивают свою ценность. Сам художник говорит, что не соревнуется с фотографией, а пытается довести своё мастерство до предела.

Лэн Цзюнь, «Мона Лиза»

Таким образом, весь конец XX в. и начало XXI в. живописцы пытались осмыслить трагедию культурной революции, которая стала для многих из них ярким детским воспоминанием. Художники отказываются служить партийной идеологии, и наоборот, критикуют её. В это время живопись постепенно уступает место перформансу и другим видам современного искусства, но это уже тема другого курса.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится