Георг Гросс (George Grosz, 26 июля 1893 — 6 июля 1959 гг.) — известный немецкий художник ХХ века, выдающийся живописец, график и карикатурист своей эпохи. Георг Гросс был яростным противником войны и идеологии нацизма, в своих картинах он высмеивал пороки и классовые противоречия западного общества. В творчестве мастера можно обнаружить черты различных стилей авангардного искусства, в том числе, дадаизма, экспрессионизма и футуризма. Биография художника насыщена яркими и примечательными событиями.
Георг Гросс также создал немало искусных иллюстраций к книгам немецких писателей, целый ряд литографий и политических рисунков. Более 20 лет он посвятил преподавательской работе в Лиге студентов-художников Нью-Йорка, а за выдающиеся заслуги перед искусством был избран почетным членом Американской и Берлинской академий.
Биография Георга Гросса
Георг Гросс родился 26 июля 1893 года в столице Германии в семье владельца пивного трактира. В семилетнем возрасте мальчик потерял отца и воспитанием будущего художника и двух старших сестер занималась его мать. Еще во время обучения в начальной школе он увлекся рисованием и начал посещать частные уроки у местного живописца.
Но получить аттестат о среднем образовании Георгу не удалось по весьма примечательной причине. Его исключили из школы за безобразное поведение: подросток влепил пощечину учителю-стажеру. Тем не менее в 1909 году талантливого юношу приняли на обучение в Дрезденскую школу прикладных искусств, где в течение трех последующих лет он занимался под руководством профессора Рихарда Мюллера (Richard Müller).
В 1912 г. Георг Гросс продолжил изучать основы живописи в Берлинском колледже искусств и ремесел. Именно тогда он начал писать картины маслом, но ни одной работы той поры до наших дней не сохранилось. А вскоре после начала Первой мировой войны молодой человек записался добровольцем в армию, однако прослужил всего полгода и был признан непригодным для дальнейшей службы из-за хронического гайморита.
После демобилизации Гросс на всю жизнь стал идейным пацифистом, а в его творчестве на протяжении многих лет антивоенная тематика занимала одно из центральных мест. Кроме того, в знак протеста против засилья германского национализма молодой художник изменил имя на Джордж, а в концовке фамилии букву немецкого алфавита ß на ее фонетический аналог sz.
В конце Первой мировой войны Георг ненадолго увлекся дадаизмом и принял активное участие в организации нескольких выставок работ сторонников этого течения. Но после ноябрьской революции 1918 года кардинально изменились политические взгляды художника, он вступил в компартию Германию и решительно порвал с дадаизмом.
В 1920 году Гросс женился на Еве Петерс и прожил с ней до конца жизни, хотя их отношения нельзя назвать идеальными по причине частых ссор. В браке у Георга родилось двое сыновей, один из которых впоследствии стал известным историком авиации, а другой — популярным джазовым музыкантом.
В 1922 году молодой художник вместе со своим другом — датским писателем Мартином Андерсеном Нексё (Martin Andersen Nexø) решился на очень рискованную авантюру. Им очень захотелось побывать в Советской России, чтобы своими глазами увидеть, как живет эта страна после революции. По прибытии в Мурманск их арестовали по обвинению в шпионаже, но благодаря помощи друзей и заступничеству вождей большевиков вскоре отпустили.
Гросс пробыл в России полгода и за это время смог лично пообщаться с Лениным, Троцким, Луначарским, Карлом Радеком и Григорием Зиновьевым. Его впечатления от поездки оказались весьма негативными. Несмотря на радушный прием большевиков. Георг понял, что в России после революции сформировался жесткий тоталитарный режим и был очень огорчен этим обстоятельством.
По возвращении в Берлин художник демонстративно вышел из рядов компартии Германии, но остался верен антибуржуазным взглядам. Вплоть до прихода нацистов к власти Гросс в картинах и карикатурах изобличал пороки капиталистического общества и лицемерие церкви. Из-за острой социальной направленности работ Георг Гросс неоднократно привлекался к суду и выплачивал крупные штрафы. Но его непримиримая позиция восторженно воспринималась широкой публикой, мастер пользовался огромной популярностью в немецком обществе и считался защитником обездоленных.
В конце 1932 года Гросса пригласили на постоянную работу в США и предложили должность преподавателя в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Спустя несколько месяцев канцлером Германии стал Адольф Гитлер и Георг вместе с семьей решился на переезд в Америку. Вскоре после этого он был объявлен на Родине приверженцем «дегенеративного искусства», а его работы подверглись безжалостному уничтожению.
Американский период карьеры художника оказался наиболее спокойным и прибыльным. Он зарабатывал на жизнь написанием картин и преподавательской работой, публиковал рисунки в сатирических журналах и принимал участие в многочисленных выставках. На заработанные деньги Георг купил в пригороде Нью-Йорка просторный дом и вел обеспеченную жизнь признанного мастера искусств.
В конце 1950-х художнику присвоили звание действительного члена академии искусств в Западном Берлине и вскоре он решил окончательно вернуться на Родину. 65-летний живописец прилетел в разделенную столицу Германию в июне 1959 года, но его жизнь нелепо и трагически оборвалась спустя несколько недель. 6 июля Георг Гросс, пребывая в состоянии сильного алкогольного опьянения после грандиозной вечеринки, упал с лестницы и скончался в своем доме еще до приезда врачей.
Самые известные картины Георга Гросса
Выдающийся немецкий художник за свою карьеру создал сотни живописных и графических работ. И все же самыми известными картинами Георга Гросса считаются:
- «Большой город» (1916-1917) — произведение, олицетворяющее безумие ритма жизни крупного мегаполиса. Эту работу художника по праву можно назвать предостережением человечеству на его пути к самоуничтожению в годы кровавой войны.
- «Похороны» (1917-1918) — картина со множеством искореженных персонажей, протискивающихся сквозь узкую улицу. Чудовищная похоронная процессия вызывает у зрителя чувства страха и обреченности.
- «Затмение солнца» (1926) — сатирическое произведение, обличающее реалии Веймарской республики. На ней президент Германии в окружении безголовых министров сидит за столом, цинично решая судьбы миллионов простых людей в угоду собственным интересам.
- «Каин или Гитлер в аду» (1944) — мрачный шедевр мастера, обличающий жестокого диктатора. Художник изобразил бесчеловечного фюрера на фоне апокалиптического пейзажа в окружении множества скелетов.
Георг Гросс был неординарной творческой личностью, гениальным живописцем и графиком. Он посвятил свою жизнь борьбе с пороками человеческого общества и заслужил признание коллег, критиков, а также многочисленных ценителей современного искусства.