Мастер жанровой живописи и гений портретного искусства, он заставлял серые тона играть всеми цветами радуги, позволял услышать в картине шуршание платья, а во взгляде и поднятой кисти руки – увидеть историю любви.
Герард Терборх родился в Зволле в 1617 году. Семья была богата талантами: его отец, брат, сестра тоже были живописцами. Отец стал его первым учителем. Герард Терборх-старший берег детские рисунки сына, благодаря чему они сохранились до наших дней. Удивительная для ребенка точность изображений объясняется тем, что мальчик по настоянию отца занимался копированием, и уже в раннем возрасте у него начал формироваться собственный художественный стиль.
В 15 лет Герард отправился в Амстердам, в следующем году - в Харлем. Там за обучение юного дарования взялся известный пейзажист Питер де Молин. Через два года Терборх получил звание мастера и смог впервые официально поставить собственное имя на картинах, отныне имеющих куда большую художественную ценность для публики.
В Харлеме на его творчество большое влияние оказали работы Франса Халса. Позже, в Лондоне, Герард знакомится с Антонисом ван Дейком, привившим ему интерес к портретному искусству. В это время он уже был известен как мастер «бытового» жанра. Его излюбленной темой были «караульни» - сцены из жизни военных.
Ранние произведения Герарда Терборха отличаются своей демократичностью, он показывает быт рядовых голландцев без романтического налета. Наиболее смелой картиной того периода считается «Точильщик» (другое название - «Семья точильщика») начала 1650-х. В настоящее время она хранится в картинной галерее Далем в Берлине. Нищета ремесленников до этого момента редко удостаивалась такого внимания живописцев.
Повзрослев, Терборх поддался охватившей голландских мастеров «аристократизации» и стал писать светскую жизнь аристократов, их галантные нравы, модные наряды, интерьеры. Художнику удавалось удивительно точно изобразить переливы шелка и атласа, золотые нити и блеск бокалов, и это сделало его полотна популярными у зажиточных бюргеров.
В 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу он становится свидетелем мирных переговоров между Голландией и Испанией в Мюнстере. Там на творчество Терборха обратил внимание испанский посол, граф со звучным именем Дон Каспар де Бракомонте-и-Гузман Конде де Пьенеранда. С ним художник отправился в Мадрид, где напишет множество портретов придворных, а также портрет самого короля Филиппа IV (он, к сожалению, не сохранился). Король, впечатлённый талантом Терберха, собрал самую большую в мире коллекцию его картин еще при жизни художника, размер которой впечатляет: плодовитости живописца можно было только завидовать.
В Мюнстере в 1648 году Герард присутствовал при заключении Мюнстерского мира, положившего конец Тридцатилетней войне Голландии и Испании. Там появилось одно из самых замечательных полотен в его творчестве – «Мюнстерский мир» (оно же - «Заключение мира в Мюнстере», «Присяга мира» и «Торжественная клятва при ратификации Мюнстерского договора»), что сегодня находится в Национальной галерее в Лондоне.
В этом полотне в полной мере раскрылся дар Терборха-портретиста. На доске размером 44*57 см художник разместил, по сведениям разных научных источников, от 50 до 70 фигур чиновников, дипломатов, среди которых есть и его собственное изображение. Общественное мнение называет «Мюнстерский мир» шедевром.
Но, несмотря на целую гамму эмоций, написанных на множестве лиц, красноречиво поднятые руки и падающий из окна солнечный свет, все попытки вдохнуть в изображение хоть немного жизни не увенчались успехом. В арсенале Герарда Терборха есть куда более выразительные и эффектные картины.
Но это не умаляет значимости «Мюнстерского мира»: лишенная пафоса, вполне «жанровая», эта картина-протокол является точным свидетельством важного политического события и ярким примером своеобразия голландской живописи. Реалист в плане художественном, он проявил свою фантазию в другом: назначенная им цена отпугивала от картины всех потенциальных покупателей до конца жизни Терборха.
В истории искусства известность Герарду Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов. На них – сцены быта зажиточных семей. Иные ситуации, иные типы моделей. Скромно обставленные помещения погружены в полумрак. Две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Традиционные сюжеты: музицирующие дамы или дамы с письмами, танцующие пары, вино. Можно даже заметить на нескольких картинах одну и ту же модель - грациозную даму в роскошном атласном платье.
«Изюминка» каждой картины – тонкие нити внутренних связей между участниками сцены. В касаниях рук, мимолетном пересечении взглядов, незначительном жесте – история. В темных комнатах витают меланхолия, задумчивость, недосказанность. Да, Терборх не раскрывает нам всего и сразу, но использует остроумные эмблематические подтексты, дабы пытливый зритель с каждой новой замеченной деталью сам раскрыл для себя эту историю.
Так, нельзя обойти вниманием знаменитое «Отеческое внушение», которое сегодня можно увидеть в берлинском Далеме. Отгороженная часть богатой комнаты. В ней трое - молодой военный, изображенный в профиль, женщина в черном одеянии, не отрывающая взгляда от бокала с вином, и роскошно одетая девушка, стоящая спиной к зрителю. Сюжет благонравного с виду полотна на поверку оказывается не таким уж «невинным», и его интерпретации вызывали жаркие споры искусствоведов. «Читающие» картины раскрыли неприглядную правду: все действо происходит в… публичном доме! Казалось бы, ничто при взгляде на героев не дает нам поводов для подобных подозрений. Однако… Не слишком ли молод этот двадцатилетний военный для «отца» прекрасной девушки? И почему оказалась стерта – а пытливые взгляды выявили на полотне следы ретуши! – золотая монета в руке красавца? А кто тогда дама в черном: мать или просто-напросто сводня, посредница грешного союза?
Подобная неоднозначность прослеживается практически постоянно. Одна из самых известных работ Герарда Терборха «Бокал лимонада» (1660) таит не меньше секретов. Прелестная, сдержанная, в золотистых тонах картина на первый взгляд – всего лишь галантная сцена. Девушка держит в руке бокал, а юноша аккуратно поддерживает его и свободной рукой размешивает напиток.
Но присмотревшись, внимательный зритель поймет, что лимонад – лишь повод для близости. Именно об этом говорит красноречивый взгляд юноши, смущение его спутницы и настойчивое, не без ханжества, выражение лица старухи, явно к чему-то склоняющей юную деву.
Потреты Терборха-младшего отличались от работ его современников не только своим тонким психологизмом. Художник резко ограничил используемый цветовой спектр, заменив его широкой гаммой оттенков серого. Пространства лишены окон, дверей, мебели. Модель чаще всего стоит у темной стены, чуть выставив вперед правую ногу – это придавало фигурам любых размеров некое танцевальное изящество. Света на картине – минимум, он нужен только для того, чтобы выделить руки, лицо и белые аксессуары одежды. При известной любви голландцев к вещам, признакам собственного достатка именно такие «скромные» портреты были по душе клиентам Герарда – регентам, аристократам. Лишенные хвастовства, пафоса, спокойные, свободные и даже монументальные, праздничные и в то же время повседневные – такими взирали они на оригиналы из своих рам.
Мастер Терборх никогда не датировал своих картин, и только в XX веке исследователям удалось проследить его творческую эволюцию. Умер художник в Девентере в 1681 году.