Она не так известна широким массам, как творения Микеланджело, но заслуживает не менее пристального внимания. Тем более буквально на днях реставрация этой скульптурной композиции была полностью завершена, и теперь ее снова могут увидеть все гости Уффици.
Как и многие крупные галереи, Уффици своим появлением обязана меценатам. Конечно, ни для кого не секрет, что в данном случае в роли меценатов выступило могущественное семейство Медичи, фактически управлявшее Флоренцией в эпоху Возрождения и покровительствовавшее художникам, скульпторам и прочим деятелям искусств, ведь, как справедливо было замечено в фильме «Медичи — крестные отцы Ренессанса», без посредничества глав этого флорентийского семейства итальянский Ренессанс мог и не состоятся.
Хотя изначально Уффици задумывалась Козимо I Медичи как дворец, в котором можно было бы объединить все административные службы города, уже с 1575 года галерея функционировала как музей. Личное собрание предметов искусства влиятельнейшего семейства Флоренции легло в основу коллекции Уффици, а одним из первых экспонатов музея стала скульптурная группа «Геракл и Кентавр». Она появилась в первом коридоре галереи в 1597 году и с этих пор не только ни разу не покидала Уффици, но даже место ее дислокации было неизменным, к примеру, во время последней реставрации скульптурную композицию не переместили в подсобное помещение, ее просто скрыли на время работ от посторонних глаз с помощью специальной конструкции.
Скульптура, выполненная из белого мрамора, иллюстрирует миф о Геракле и кентавре по имени Несс. Согласно греческим мифам, кентавр Несс был сыном Иксиона и Тучи, жил на реке Эвен и занимался тем, что за деньги перевозил путешественников с одного берега реки на другой. Однажды на реку пожаловал Геракл со своей женой — воительницей Деянирой, Геракл решил преодолеть реку вплавь, а вот Деяниру поручил заботам Несса. Кентавр оказался существом не самым порядочным и, улучив момент, решил воспользоваться беспомощностью супруги Геракла: по одной версии человек-конь попытался надругаться над Деянирой, по другой — похитить ее.
Геракл, само собой, не стал терпеть такое безобразие и ранил кентавра стрелой, смазанной желчью лернейской гидры. Умирая, Несс решил применить военную хитрость: он сообщил по секрету Деянире, что его кровь способна вернуть любовь Геракла в том случае, если чувство героя к ней внезапно угаснет. Деянире бы задуматься над тем, с чего вдруг кентавр делится с ней такими полезными сведениями, но дама по одной ей известным причинам доверилась Нессу, собрала его кровь и приберегла ее на всякий случай.
Случай, конечно же, представился. Совершив свои 12 подвигов, Геракл решил уйти на покой, но не один, а в компании Иолы, дочери царя Еврита, в которую герой влюбился на склоне своих лет (согласно одним данным, на тот момент ему было 50 лет, согласно другим — 52 года). Деянире не слишком понравилось такое развитие событий, и она не придумала ничего лучшего, чем пропитать кровью Несса хитон, после чего послала одеяние Гераклу в подарок. Дальнейшее общеизвестно: хитон оказался отправленным ядом все той же лернейской гидры, Геракл, не в силах терпеть боль, бросился в погребальный костер, а Деянира, терзаемая чувством вины, заколола себя мечом. В общем, как говорили в «Формуле любви», все умерли.
Скульптурная же композиция иллюстрирует тот эпизод мифа, когда все еще были живы, то есть непосредственно момент борьбы Несса и Геркулеса. Долгое время считалось, что автор скульптурной группы — Джованни Каччини (1556-1613 гг), флорентийский скульптор, занимавшийся оформлением садов Боболи, Palazzo Vecchio и Церкви Святого Духа, но, как недавно выяснилось, это не совсем так. Конечно, флорейтийский скульптор имел к «Геркулесу и Нессу» самое прямое касательство, но, похоже, он был не автором скульптуры, а просто воссоздал полуразрушенную скульптурную композицию, созданную еще в третьем веке до нашей эры.
Во время последних реставрационных работ, которые официально завершились пять лет назад 23 февраля 2015 года, реставратор Паола Росса и исследователь Марчелло Спампинато провели петрографический анализ мрамора, использовавшегося для создания «Геракла и Кентавра», и обнаружили любопытный факт: для создания скульптурной композиции использовался мрамор двух различных типов. Первый — белый каррарский мрамор из Апуанских Альп, который использовали практически все скульпторы Флоренции периода Возрождения, к примеру, именно из глыбы каррарского мрамора Микеладжело высек скульптуру Давида.
Из этого же карраского мрамора высечены фигуры Геракла и Кентавра, а вот ступни Геркулеса, копыта Несса и частично ноги обоих высечены из мрамора, привезенного из ныне несуществующего царства Фригия. При этом анализ показал, что созданы эти части скульптурной композиции были примерно в третьем столетии до нашей эры.
Отсюда исследователи сделали вывод, что в шестнадцатом веке близ Флоренции была обнаружена полуразрушенная скульптурная композиция, относящаяся к эпохе древних римлян, скульптор Джованни Каччини восстановил ее, конечно, привнеся в скульптурную композицию свое авторское видение. Именно поэтому фигура Геркулеса так близка по стилю к античным прототипам и, возможно, этим объясняется и тот факт, что Медичи отвели скульптуре «Геркулес и Несс» почетное место в одном из первых залов Уффици, ведь античные статуи (пусть и частично восстановленные) даже во времена Ренессанса ценились знатоками искусства очень высоко.