Особенности гротеска
Гротеск — это искусство неожиданных контрастов и несоответствий. По мнению историков, изначально необходимость создания уродливых изображений объяснялась чисто практическими соображениями. Художнику не хватало места на небольшом участке стены, чтобы сделать правильный рисунок. На выручку приходила фантазия: человеческие формы тесно переплетались с животными, растительные элементы с мифологическими. Так появлялись причудливые гибридные изображения.
Гротеск в архитектуре никогда не был основным стилем оформления интерьера. Напротив, его всегда использовали во вспомогательных целях, для заполнения небольших пространств вокруг каркасов архитектурных конструкций или в качестве оригинального орнамента вокруг основного сюжета росписи.
Причудливые изображения на стенах зданий производят разное впечатление на людей. Гротески могут нравиться либо вызывать чувства отвращения, жалости или дискомфорта, но они неизменно привлекают внимание своей необычной формой и содержанием.
История гротеска
История гротеска берет свое начало в античной культуре. До наших дней сохранились немногочисленные уникальные образцы причудливых росписей домов знати Древнего Рима, обнаруженные в ходе археологических раскопок.
После падения Римской империи в V веке искусство гротеска было утрачено на тысячу лет. Только в 1481 году группа итальянских художников, приглашенных папой Сикстом IV для росписи храмов в Ватикане, случайно обнаружила в ходе строительства церкви руины дворца римского императора Нерона. На отдельных участках стен сохранились причудливые орнаменты, вызвавшие живой интерес среди художников.
Найденные гротески вдохновили многих выдающихся мастеров Ренессанса на создание оригинальных фресок с элементами гибридных художественных образов. В частности, так поступили:
- Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
- Пинтуриккьо (Pinturicchio);
- Пьетро Перуджино (Pietro Perugino).
В начале XVI века гротескные мотивы при росписи ватиканских галерей вместе со своими учениками использовал гениальный Рафаэль Санти (Raffaello Santi). Чуть позже флорентийские мастера научились делать шпалеры, а затем и знаменитую керамическую майолику с причудливыми оригинальными орнаментами.
До конца XVI века сфера применения гротеска распространилась на другие виды искусства:
- гравюры;
- инкрустацию;
- книжные иллюстрации;
- гончарное ремесло.
Особое влияние гротеск оказал на литературу. В ней он со временем оформился в качестве отдельного жанра. В качестве примеров всемирно известных литературных произведений в этой манере можно отметить:
- «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (Jonathan Swift);
- «Крошку Цахеса» Эрнста Гоффмана (Ernst Hoffmann);
- «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго (Victor Hugo);
- «Нос» Николая Гоголя;
- «Призрак оперы» Гатона Леру (Gaston Leroux);
- «Франкентшейна» Мэри Шелли (Mary Shelley);
- «Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла (Lewis Carroll).
В живописи и архитектуре гротеск не утрачивал популярности на протяжении нескольких эпох (маньеризма, барокко, рококо, романтизма), вплоть до середины XIX века. А в ХХ столетии причудливые мотивы в произведениях изобразительного искусства отчетливо проявились в сюрреализме и экспрессионизме.
Начало ХХ века также ознаменовалось появлением Театра Гротеска, который спустя 50 лет обрел новую жизнь в форме Театра Абсурда. А в конце прошлого столетия гротескные художественные образы прочно укрепились в современном кинематографе и поп-культуре.
В наши дни гротеск в живописи и архитектуре используется художниками крайне редко. Но никто не мешает ценителям искусства наслаждаться своеобразной красотой уникальных произведений мастеров былых эпох.