Существует множество неправильных представлений о том, что такое манга на самом деле, с определениями, варьирующимися от чёрно-белых до исключительно японских комиксов, выполненных в строго определённом стиле. Наиболее близкое определение включает любые печатные анимационные средства массовой информации в Японии. Манга не была создана как своего рода всеобъемлющий стиль до тех пор, пока «Крёстный отец манги» Осаму Тэдзука не разработал новые методы и не изменил уже сложившиеся жанры с помощью таких работ, как Astro Boy и «Император джунглей Лео» в 1960-х годах.
Большинство людей за пределами Японии и многие внутри страны придерживаются последнего определения и считают, что манга — это форма медиа, которую узнаёшь мгновенно, стоит только взглянуть. В наши дни мангаки, или художники манги, имеют так много различных стилей, что было бы невежественно пытаться определить мангу строго по некоторым из её более известных стереотипов, таких как большие глаза, торчащие в разные стороны волосы и мега странные пропорции. Есть манга, которая действительно всё ещё в какой-то степени объединяет в себе все три атрибута, но использование их в качестве основы для определения того, что такое манга, дискредитировало бы таких художников, как Такэхико Иноуэ , Сакамото Синъити и, конечно же, Хирохико Араки.
Хирохико Араки – популярный мангака в Японии, наиболее известный своими продолжающимися работами и великим опусом «Невероятные приключения ДжоДжо», который начал публиковаться в 1986 году, но дебютировал в начале 1980-х. Своё вдохновение он черпает в классических техниках живописи и скульптуры, цветовых манипуляциях Поля Гогена, западной поп-культуре и моде, чтобы создать привлекательный мир и персонажей.
Он родился в Сендае, Япония, 7 июня 1960 года, и нарисовал свою первую мангу, учась в четвёртом классе. После общения с другом, который тогда похвалил его работу, он подумал, что стоит подумать о том, чтобы заняться мангой в качестве будущей карьеры.
В шестидесятые годы стремление стать художником манги было чем-то, на что люди смотрели свысока, поскольку это был далеко непривычный карьерный путь. Итак, Араки начал заниматься своим искусством за спиной родителей и в конце концов представил свою первую работу в средней школе — она была решительно отклонена вместе со многими другими работами. В конце концов, он получил признание за свой ваншот «Покер с оружием», заняв второе место на конкурсе манги, известном как Tezuka Awards.
Несмотря на свой дебют, Хирохико знал, что ему нужно создать уникальный и самобытный стиль, если он хочет по-настоящему выделиться в индустрии. Стиль «Покера с оружием» был очень характерным для 1980-х годов и в нём отсутствовала всеобъемлющая уникальность, которой начинающий мангака надеялся достичь позже. После раннего появления манги как стиля появилось нечто похожее на отраслевой стандарт того, как должны выглядеть жанры и работы в определённых публикациях. Решение Хирохико развить собственный стиль было разумным, поскольку его работы могли затеряться в море однообразных работ, независимо от истории, которую рассказывало его искусство.
Поль Гоген был французским художником, наиболее известным своими работами в стиле постимпрессионизма и своей помощью в создании первобытного стиля. Но в 1888 году он объявил себя синтетистом. Синтетизм был известен своими плоскими областями цвета и смелыми очертаниями, которые можно увидеть во всех более поздних работах Хирохико. Во время лекции Араки заявил, что он любил Поля с детства и в конечном итоге использовал его произведения в стиле импрессионизма и постимпрессионизма в качестве вдохновения для своих последующих работ. Что больше всего вдохновляло Араки в работах Гогена, так это использование блокировки цвета и живое использование нереалистичного цвета. Он оценил идею о том, что земля может быть розовой, а деревья могут быть голубыми (эта тенденция наблюдается в манге «Невероятные приключения ДжоДжо»).
Хирохико имитирует использование Гогеном не только большого пространства плоского цвета, но и поддерживает очень ограниченную палитру, похожую на «Видение после проповеди». Араки слишком контрастирует тёплым и холодным друг с другом, чтобы сделать темы произведения популярными. Кроме того, в обеих пьесах есть изогнутая структура, созданная людьми, в то время как мангака предпочитает помещать эту изогнутую группу персонажей на задний план, Гоген ставит их впереди и в центре. Кроме того, чтобы разбить изображение и убедиться, что плоский цвет не слишком подавляющий, они оба используют аналогичные методы.
Гоген помещает дерево, движущееся по диагонали через кадр, чтобы создать контраст и перспективу. Араки применяет аналогичный метод, чередуя зелёные штрихи того, что выглядит как трава, повсюду, пытаясь разбить оранжевый цвет и создать ощущение расстояния и линии между землёй и небом.
Сам Хирохико заявил, что его основное влияние на общий внешний вид персонажей, над которыми он работает, происходит из двух основных мест. «Кулак полярной звезды» Тэцуо Хара - аниме 80-х годов, вышедшее за три года до выхода «Невероятных приключений ДжоДжо».
«Кулак Полярной звезды» - это манга в стиле фэнтези, которая украшена крупными, мускулистыми, гипермужественными телами. Араки абсолютно разбирается в анатомии, и многое из того, как он рисует своих персонажей, напоминает скульптурные работы Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони.
При просмотре замедленного видео о том, как Араки создал вышеупомянутую картину, было много аспектов его процесса, которые выделялись, но что самое интересное, это его справочный материал. Он использовал журналы, свои собственные справочные материалы, нарисованные от руки, и артбук под названием «Микеланджело: Полное собрание сочинений Лутца Хойзингера».
Используя эти источники, он смог достичь точных и идеальных пропорций благодаря исследованиям тела Микеланджело и включению других внешних влияний, таких как модные фотосессии и иллюстрации. Разносторонние рекомендации и вдохновение Араки позволили ему создать уникальный собственный стиль, впечатляющий любителей манги по всему миру.
Работа Хирохико не просто стилистически уникальна, она жива почти во всех аспектах. Большая часть его иллюстраций имеет под собой реальную основу, несмотря на то, насколько потусторонней она порой может казаться. Общая живость работ, в которых он создаёт, проистекает из использования культурно значимых справочных материалов, а также упомянутых ранее. Именно любовь Араки к моде позволяет его работам быть максимально реалистичными.
В интервью и даже просто анализируя его работы 80-х годов, можно обнаружить его любовь к Версаче, Москино и его активное использование фотосессий в журнале Vogue. Позы моделей высокой моды, как правило, имеют нереалистичные, потусторонние и даже неловкие фрагменты, но они всё ещё сохраняют естественные жесты, необходимые для включения их в работу Араки. Позам высокой моды не хватает того повседневного ощущения откровенности, которое позволяет изображениям Араки появляться так, как они есть.
В 2013 году GUCCI попросила Араки о сотрудничестве в создании их весенней коллекции мод, и она называлась GUCCI X JOJO. По всему миру магазины GUCCI демонстрировали иллюстрации некоторых из его самых любимых персонажей со всего бренда Jojo. Как и на изображениях выше, персонажи ДжоДжо были одеты в GUCCI с головы до ног: одежда, сумки и обувь, рекламирующие тот или иной сезон.
Кстати, в феврале того же года в японском журнале женской моды Spur была опубликована одноразовая манга Араки «Взлетай до небес вместе с Гуччи, Джолин», в которой главный герой щеголял одеждой из круизной коллекции Фриды Джаннини 2013 года, а также делал иллюстрации для рекламы витрин магазинов. Легко сказать, что любовь Араки к моде привела его к подобным возможностям, и было неизбежно, что мир увидел это сотрудничество в том масштабе, в котором оно было.
Помимо всего этого, он черпал вдохновение не только в одежде и самих моделях, но и в их иллюстрациях. Араки использует работы многих, но одним из наиболее упоминаемых художников был Тони Вирамонтес - модный иллюстратор, который взял штурмом 70-е и 80-е годы, работая с Версаче, Шанель, Валентино, Палома Пикассо и с фотографами, нанятыми Vogue. В его работах отсутствовал традиционный взгляд на модную иллюстрацию, в них был тот самый всплеск, смелые линии и цвет, которые обычно не видны. Он использовал абстракцию до предела, взяв уроки своего наставника Антонио Лопеса и растянув их по максимуму, пока они не стали почти неузнаваемыми.
Его более классическая работа «Идеальная женщина» с самого начала его карьеры придерживается принципов, сходных с синтетизмом, что в свою очередь вдохновило Араки на создание серии работ.
Хирохико использовал более поздние работы Тони так же, как журналы мод. Вирамонтес был известен тем, что заставлял моделей принимать интересные и нетрадиционные позы, поэтому они идеально подходили для «Невероятных приключений ДжоДжо». Араки смог мастерски воплотить жесты Вирамонтеса, представив его работу в новом свете.
Модные иллюстрации Антонио Лопеса также очень вдохновили работы Хирохико благодаря шикарному характеру его работ и тому, насколько они были модными. Он и его коллега Хуан Рамос были арбитрами нового и инновационного дизайна с 60-х по 80-е годы, помогая ввести новую эру моды. Большая часть того, для чего Араки использовал иллюстрации Лопеса, заключалась в их общих позах и моде, а не обязательно в цвете или стиле, как он делал с Тони Вирамонтесом. Его иллюстрации можно было увидеть в «Моде» и «Таймс», что позволило Араки использовать свои работы в качестве вдохновения для некоторых из самых знаковых обложек того времени. Его иллюстрации были известны во всём мире моды от Парижа до Токио и Нью-Йорка, и были чрезвычайно узнаваемы по тем временам.
Благодаря своему прыткому уму и желанию развиваться, черпая вдохновение, совершенствуя навыки, художник манги смог легко объединить дизайн Лопеса со своим стилем и несколькими собственными изменениями, чтобы создать свой удивительный мир, который вряд ли хоть кто-то сможет повторить.
А в продолжение темы, читайте о Кей Сейдж - художнице, чьи неординарные работы были вдохновлены снами Фрейда и не только.