Пару слов из истории морского пейзажа
Для начала хотелось бы сказать, что история морского пейзажа насчитывает более семи веков. А в том фундаментальном виде, в котором мы привыкли видеть марину, она выделилась, как самостоятельный вид пейзажной живописи, лишь вначале XVII столетия.
В этом жанре на протяжении последних трех веков работало немало художников и, что любопытно каждый видел море, как объект для своего творчества, по-своему. Одни ориентировались на батальные сцены на воде, другие - делали уклон на романтизм. Были и такие, которые, полностью пересмотрев подачу морского пространства, изображали впечатления и эмоции, возникающие в момент созерцания.
И не зря говорят, что вода одна из трёх вещей, на которые можно смотреть бесконечно долго. Морской пейзаж может, как успокоить и умиротворить зрителя, так и взбудоражить воображение, захлестнув эмоциями, словно бурлящими волнами. Безусловно, лиризм - с одной строны и драматизм - с другой, очень притягательны для человеческого мироощущения. Поэтому эта тема была, есть и, наверняка, будет для многих художников основой их творчества.
И сегодня мы поговорим о талантливом современном художнике-маринисте Сергее Лиме, мастерски создающем живописные пейзажи на морскую тематику, которые буквально манят и завораживают зрителя своими водными бесконечными просторами, а так же драматизмом "кипящей" стихии. Именно штормовое море - тот конек, который стал для современного мариниста ключевым в его творчестве.
Однако самым невероятным является то, что Сергей Лим - художник-самоучка. У этого мастера совершенно отсутствует специальное художественное образование. Технику и колорит, особенности композиции и рисунок он осваивал самостоятельно, полагаясь на интуицию и изучая творчество других маринистов, в том числе и Айвазовского.
Как и Иван Константинович, Сергей Лим работает исключительно в масляной технике. Ибо масло, как нельзя лучше, передает гладь воды и её блеск на солнце, морскую пену и, конечно же, небесное пространство, К слову сказать, небо на многих полотнах художника практически в такой же степени, как и море, поражает своей красотой – оно будто сливается с ним в гармоничном единстве, размывая линию горизонта.
Несколько слов о мастере
Художник Сергей Лим родился в Таллине в 1972 году. Образование получил в железнодорожном техникуме в Санкт-Петербурге по специальности «механик рефрижераторной секции». Но по жизни художнику пришлось в своей жизни освоить множество других профессий. Работал он и на железной дороге, и в торговле, и на "скорой помощи", и даже занимался ремонтными работами. Но, вот уже второй десяток лет вплотную трудится над своими полотнами, которые раскрывают всю красоту морских далей. Он окончательно убедился, что главным делом его жизни стала живопись.
Сергей Лим, рассказывая о себе, говорит: «Я свободный (почти) художник, живу и работаю в г.Таллине, Эстония. На самом деле я - самоучка. Начал рисовать с детства, в школе мне особенно удавались стенгазеты — получались почти как картины. Но только последние несколько лет занялся этим серьёзно. Изначально у меня не было целью стать профессиональным художником, а живопись и рисование были только хобби.
А потом я просто начал рисовать море, и мне понравилось. Предпочитаю шторм — это движение, и писать его сложнее и интереснее.».
«Я приверженец формулы "5% таланта и 95% труда". "Пахать" нужно каждый день, постоянно совершенствоваться. Талант, возможно, заключается в том, что уже на чистом, белоснежном холсте я, к примеру, вижу морские волны, а многие люди видят просто холст».
И, что любопытно, у корейцев есть интересная традиция, по которой считаются самыми важными датами в жизни человека — один год и 60 лет. Так вот, когда малышу исполняется год, перед ним выкладывают всякую всячину. И то, что он первым возьмет в руки, предвещает его профессиональное будущее. К примеру, малышу, взявшему рис, суждено было стать земледельцем. А маленький Сергей сразу же взял в руки карандаш. Поэтому, сам живописец считает, что стать художником ему было предначертано самой судьбой свыше.
За десять лет творческой карьеры художник создал более тысячи маринистических пейзажей, львиная доля из которых уже разошлась по частным коллекциям любителей живописи России и Эстонии, немало картин Сергея ушло во Францию, Финляндию, Швецию. На сравнение с Айвазовским, художник-самоучка скромно отвечает, что ему ещё далеко до всемирно известного Ивана Константиновича. Действительно, к сожалению, на сегодняшний день Сергей Лим широкой публике мало известен, но, думается, у него еще все впереди.
В продолжение темы о знаменитом маринисте Иване Айвазовском, который изредка изменял своему амплуа и работал над сухопутными пейзажами, читайте увлекательную статью: Почему две картины мариниста Айвазовского запрещены для показа в России и сегодня.