Игра на горящем фортепиано, диалог с зайцем и другие самые экстравагантные перформансы
598
просмотров
Возможно, что не экстравагантных перформансов и не существует, ведь сама идея этого вида искусства заключается в нарушении рамок – живописного пространства картины, личной границы человека и, в конце концов, нахождения предела разумности.

Скорее всего, зрителям, не знакомым с авангардным и концептуальным искусством, многие из подобных представлений покажутся слишком экзотическими, но одного у этих выступлений не отнять, они всегда привлекают внимание и заставляют сопереживать, что, в конечном итоге и является целью любого творчества.

Концерт «с огоньком»

В июле 2019 года на берегу Финского залива состоялся необычнейший перформанс: незрячий музыкант исполнил произведение Макса Рихтера на горящем фортепиано. Данила Большаков уже несколько лет руководит оркестром незрячих музыкантов, и видео, записанное на таком необычном концерте, должно было стать первым роликом на его новом YouTube-канале. Сам музыкант так объяснил смысл перформанса: «У инструмента, как и у человека, своя судьба: один умирает на помойке, другой проживает яркую жизнь». На вопрос о том, как прошло выступление, он ответил кратко: «Было страшно и жарко».

В Санкт-Петербурге слепой музыкант Данила Большаков сыграл на горящем пианино

При всей эксцентричности, этой идее далеко до выступлений, ставших сегодня классикой авангардного искусства. Перформансы от корифеев выглядят гораздо более изощренными.

С заботой о природе

Немецкий художник Йозеф Бойс, один из главных теоретиков постмодернизма, в середине XX века шокировал публику сложным символизмом своих работ. Основной темой его творчества было взаимоотношения человека техногенной эпохи и умирающей природы. Так, например, во время одного перформанса, проведенного в 1965 году в художественной галерее, художник, покрыв свою голову медом и золотой фольгой, объяснял мертвому зайцу значение некоторых современных картин.

Йозеф Бойс, перформанс «Как объяснять картины мертвому зайцу», 1966 год

А в 1974 году Бойс прилетел в Нью-Йорк для осуществления самой известной из своих «акций» (хотя, слово «безумство» здесь было бы как никогда кстати). В течение трех дней мастер постмодернизма жил в полной изоляции в одной комнате с диким койотом, завернувшись в войлочное одеяло. Животное проявляло к нему умеренный интерес, особенно когда художник пытался показывать ему некоторые символические фигуры (например, треугольник). В конце отведенного времени Бойс обнялся с койотом и улетел на родину. Весь путь между аэропортом и комнатой он проделывал на носилках и на машине скорой помощи, чтобы нога его не касалась американской земли: «Я хотел изолировать себя, оградить себя, не увидеть ничего в Америке, кроме койота» - пояснял затем эту оригинальность художник. Данная акция является наиболее яркой в его творчестве и носит название «Мне нравится Америка и Америка любит меня».

Йозеф Бойс, акция «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня», 1974 год

Отрежь лишнее от подружки Джона Леннона

В отличие от статических видов искусства, перформанс – это небольшой спектакль, часто интерактивный. Он подразумевает некий процесс, результаты которого сразу запрограммировать сложно. Так, Йоко Оно исследовала глубины человеческого подсознания, создавая заодно каноны концептуального искусства. Как выразить мысль, не облекая ее в физическую форму? Если ты очень зла на человечество, можно, например, дать человеку свободу, показав таким образом его ограниченность. В своем известном перформансе «Отрежь кусок» художница выходила на сцену в своем лучшем платье и приглашала зрителей подняться по одному к ней, чтобы отрезать кусочек ее одежды. Такое действо Йоко проводила несколько раз – в 1960-х годах в разных странах оно вызывало неоднозначную реакцию зрителей, от благожелательной до агрессивной. В 2003 году Йоко Оно повторила этот перформанс в Париже как призыв к миру, в память событий 11 сентября 2001 года. В интервью пожилая художница так объяснила свое выступление: «В 60-х я делала это из злости. Сейчас я делаю это из любви — и это очень большая разница».

Перформанс Йоко Оно, проведенный в 60-х годах

Тяжелое бремя искусства

Подобную тему развивала в своем творчестве женщина, которую за многолетнюю верность своим принципам в искусстве назвали «бабушкой перформанса». Сербская художница Марина Абрамович почти всегда делала наблюдателей участниками действия, сосредотачиваясь на «противостоянии боли, крови и физических пределах тела». Так, например, в 2010 году Марина провела 3-х месячный перформанс. По 7-10 часов в день женщина сидела абсолютно неподвижно за столом в огромном зале и позволяла каждому желающему сесть напротив и посмотреть на нее. Такой необычный «экспонат» привлек в Музей современного искусства на Манхеттене толпы людей. Среди участников, «поигравших в гляделки» были и знаменитости: Мэтью Барни, Бьорк и Леди Гага.

Перформанс «Художник присутствует», МоМА, 2010

Однако самой известной акцией Марины стала «Ритм 0». В 1974 году Абрамович разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно, и предоставила им свое пассивное тело для любых действий. Это оказалось тяжелейшим испытанием для авангардной художницы:

«Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <…> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния.»

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится