Одним из самых любимых праздников актрисы всегда был не ее день рождения, а 9 мая, ведь именно с Днем Победы у нее ассоциируется та цепь счастливых событий, благодаря которым она и появилась на свет. Ее отец ушел добровольцем на фронт сразу после окончания школы, в самом начале войны. Бабушка была верующей и вшила ему в гимнастерку псалом «Живые помощи», с которым он пережил всю войну и дошел до Берлина, не получив ни одного ранения. Мать актрисы была родом из Белоруссии, а оттуда ее во время оккупации отправили на принудительные работы в Германию, где они и познакомились с ее отцом. Оба прошли все тяготы войны, но чудом остались целы и невредимы. В 1949 г. у них родилась дочь Ирина. А муж актрисы, режиссер Леонид Эйдлин, в младенческие годы пережил блокаду Ленинграда, поэтому в их семье День Победы всегда был особенным праздником. Муравьева очень любит фронтовые песни, и вместе с труппой Малого театра они нередко давали концерты из песен военных лет.
В школьные годы она мечтала стать учительницей, но потом радовалась тому, что этого не случилось – считает, что ей бы не хватило на это терпения. Уже в старших классах своим главным увлечением Ирина Муравьева называла театр. Хотя на сцене она появлялась только во время школьных концертов, когда учителя просили ее продекламировать стихи, она твердо решила поступать в театральный. Но ни в этот год, ни в следующий ее не приняли ни в один столичный вуз. В ее талант поверили только в студии при Центральном детском театре, где она и задержалась на 7 лет. Затем Муравьева перешла в Театр имени Моссовета, наконец поступила в ГИТИС (в 30 лет!), а с 1993 г. она выступает на сцене Малого театра.
Муравьева дает интервью, но в целом с опаской относится к журналистам – слишком часто о ней писали неправду. Она вообще крайне неохотно говорит о себе и слывет одной из самых закрытых актрис, заявляя каждый раз: «Жизнь у меня неинтересная. Нечего с меня взять… У меня много тайн? Да просто я не люблю о себе говорить – для меня это мука!». Наверное, ее настоящую знают только самые близкие люди. Ведь на первом плане для нее всегда оставалась ее семья, а публичная жизнь ее никогда не привлекала.
Хотя актрисе в целом нравились ее роли, своих знаменитых героинь из фильмов «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная» она недолюбливает. Муравьева – коренная москвичка, интеллигентная и сдержанная, а играть ей доводилось, как правило, наглых провинциалок и грубых простушек – полную противоположность себе самой. Актриса признавалась: «В жизни я стеснительная, серьезная, тихая, спокойная, покладистая – просто «мышь под веником». И к тому же очень послушная. Мне вообще кажется, что женское счастье – в послушании. Это же такое удовольствие – за кем-то идти, кого-то слушаться. Мне никогда не хотелось куда-то ехать, чего-то добиваться. Я не лидер, а ведомая. Просто я – актриса, и должна уметь сыграть любой характер, даже абсолютно чуждый моей внутренней сути. И вообще, не надо искать сходства между актером и его персонажем, как правило, его нет».
Наверное, все режиссеры, которые с ней работали, считали это подарком судьбы – ведь она никогда не скандалила, не привлекала к себе излишнего внимания, не считала себя звездой. Режиссер фильма «Самая обаятельная и привлекательная» Геральд Бежанов говорил: «Это была самая исполнительная, удивительно точная актриса за весь съемочный период. Она всегда приходила на площадку, зная текст, никогда не возмущалась, не сопротивлялась, а делала то, что нужно. Ирина очень вдумчивый, серьезный человек в жизни».
Сама она изначально не верила в успех ни одного из своих самых известных фильмов. Так было и с «Самой обаятельной и привлекательной»: «Очень стеснялась своей работы в ней. Только название кто-нибудь произносил, а я уже красными пятнами покрывалась. Думала: решаются проблемы какого-то дурацкого конструкторского бюро, просто история «из жизни насекомых»! В то время уже был Сокуров, авторское кино, а у нас что-то незамысловатое, житейское. Но я всё-таки решила сниматься в этом фильме, и когда он вышел, мне показалось, что это какое-то стыдное кино, которое никто и смотреть не будет. Но вот прошло время и стало понятно: такое кино тоже имеет право на существование».
Такой шумный успех ее киноролей Муравьеву всегда очень удивлял. Сама себя она считает театральной актрисой, а съемки в кино называет занятием второстепенным. И к народной любви относится с недоверием – ведь зрители восхищаются не ею, а экранными героинями, совсем на нее не похожими. К тому же не всеми своими ролями актриса гордится. В 1990-х гг., во времена кризиса в отечественном кинематографе она снялась в нескольких фильмах только из-за того, что нужно было на что-то существовать. Сейчас Муравьева говорит, что тогда «занималась глупостями на съемочной площадке и тратила время попусту».
Она не пересматривает фильмов со своим участием – даже тех, которые называют классикой советского кинематографа, потому что очень редко нравится себе на экране: «Много лет назад, когда только начали выходить мои картины и я впервые увидела себя на экране, мне казалось, что это не я. Вообще, это какое-то патологическое зрелище. Представьте, что вы видите себя на пленке: там вы ходите, сидите, разговариваете. И в это же время перед экраном сидите... тоже вы. Это же настоящее раздвоение личности! Все мы привыкли считать себя лучше, чем мы есть на самом деле… Прошло время, и я уже не похожа на себя молодую. Вижу, что там что-то юное ходит, но как к себе я к этому не отношусь. Вообще, если кто-то думает, что я специально сажусь перед телевизором, чтобы посмотреть на себя, то это не так».
Когда ее спрашивают о том, в чем секрет ее счастья и гармонии с собой и окружающим миром, она отвечает: «Надо жить по правде. Просто. Не хватать звезд с неба. Жить каждый день и каждую минуту. И на каждой ступенечке. Не надо прыгать через три ступеньки. Это я играла такую в «Москва слезам не верит», которая говорила: «А я не привыкла счастье по кусочкам собирать, мне надо счастье все, разом». И что? Она осталась у разбитого корыта».
Ирина Муравьева не посещает светских мероприятий не только потому, что любит все свободное время проводить с семьей или в одиночестве – уже в зрелом возрасте она стала очень религиозной и чаще начала испытывать потребность побыть наедине с собой, особенно после потери мужа в 2014 г.