Ирина Печерникова родилась в 1945 г. в Грозном, а вскоре ее семья переехала в Москву. Об актерской профессии она мечтала с самого детства. Рядом с ними на Ленинском проспекте жила знаменитая актриса Руфина Нифонтова, и маленькая Ирина носила ей цветы и оставляла под дверью, не решаясь позвонить. Однажды звезда застала ее за этим занятием, и девочка ей сказала, что тоже мечтает стать актрисой, и спросила, что для этого нужно делать. Нифонтова ответила: «Все!» – и закрыла дверь. Ирина восприняла эти слова буквально и на самом деле принялась делать все для того, чтобы осуществить мечту: записалась в драмкружок, на гимнастику, фигурное катание и даже фехтование.
В Школу-студию МХАТ она поступила случайно. Ирина собиралась хорошо подготовиться и сдавать экзамены через год, а тогда просто зашла посмотреть, как поступают другие. Но ее пригласили войти и что-нибудь прочитать. При этом на вопрос о возрасте 16-летняя Печерникова ответила, прибавив себе год, однако ей удалось впечатлить приемную комиссию, и она была зачислена.
Уже на втором курсе Печерникова начала выступать на театральной сцене. При этом сразу ощутила на себе все «прелести» закулисной жизни и узнала, что такое театральные интриги. Она долго рыдала, когда услышала, что о ней говорят: мол, такой юной и неопытной актрисе роли могли достаться только благодаря любовной связи с режиссером. С тех пор она часто слышала у себя за спиной подобные слухи, но режиссер ее успокоил:
«Запомни: если о тебе судачат – то ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Будешь плакать, когда о тебе перестанут говорить».
После окончания учебы Ирину приняли в Ленком, затем она перешла в Театр им. В. Маяковского, а спустя 10 лет – в Малый театр. Но и тут ей не давали жизни – завидовали тому, что Печерникова получала все репертуарные роли, звонили и угрожали изуродовать лицо кислотой, и в 1990 г. ей пришлось уйти из театра.
Кинодебют Ирины Печерниковой состоялся в 1966 г., когда ей был всего 21 год. Когда она готовилась к съемкам в фильме «Каменный гость», Леонид Гайдай пригласил ее на пробы «Кавказской пленницы». Она отказала не раздумывая: мол, я окончила Школу-студию МХАТ, а Вы меня зовете сниматься с осликом! Позже Гайдай над ней подтрунивал: «Ну и где твой «Каменный гость?».
В 1968 г. она получила главную роль в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», который стал ее визитной карточкой. О съемках в этом фильме она всегда вспоминала с особенной теплотой, признаваясь, что играть в атмосфере всеобщей любви и уважения было сплошным удовольствием. После выхода фильма ей приписывали роман с партнером по съемочной площадке – Вячеславом Тихоновым. На самом деле их связывали только профессиональные отношения, хотя актриса признавалась, что была в него влюблена, но при этом так смущалась, что даже дышать боялась в его присутствии.
Чувство влюбленности к партнерам по съемочной площадке у нее возникало довольно часто – невозможно было не влюбиться, завороженно наблюдая за блестящей игрой Вячеслава Тихонова, Олега Даля и Владимира Высоцкого, но дальше взаимной симпатии эти чувства не заходили. Высоцкий и вовсе поначалу вызывал у нее раздражение из-за того, что при первых встречах часто бывал навеселе и то и дело норовил ее ущипнуть. Услышав однажды, как он поет, актриса не сдержалась от реплики:
«Надо же, сам противный, а такую песню написал!».
Высоцкий услышал эту фразу, но только рассмеялся в ответ. Но вскоре она уже летела вместе с ним в Гагры, где он снимался в фильме «Плохой хороший человек». Однако на тот момент он был женат на Марине Влади, а Печерникову не устраивал статус любовницы, поэтому из этих отношений ничего не вышло.
Всесоюзная популярность пришла к Печерниковой после главной роли в фильме «Два капитана», которую она называла своей любимой работой. Правда, поначалу она отказалась от съемок и даже обиделась – ведь режиссер предложил ей роль матери Кати, которую играла Елена Прудникова, почти ровесница Печерниковой. Но Евгений Карелов нашел такой аргумент, против которого актриса не сумела возразить:
«Я пригласил именно Вас, потому что мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь».
В 1980-е гг. Печерникова продолжала сниматься, а в 1990-е гг. неожиданно пропала с экранов. Из театра пришлось уйти, а в кинематографе грянул кризис. Актриса осталась без работы и без денег, и от безвыходности и невостребованности пристрастилась к алкоголю. Зависимость была очень сильной, и остановиться Печерниковой удалось только на краю пропасти. Справиться с этой проблемой ей помогла новая любовь.
До этого она дважды была замужем, но признавалась, что настоящая любовь пришла к ней только в 51 год, когда она встретилась в наркологической клинике с актером Александром Соловьевым, боровшимся с той же проблемой. Они были знакомы уже давно, но тогда актер был женат, и только в конце 1990-х гг. они поняли, что не могут обходиться друг без друга. В 1997 г. Ирина и Александр обвенчались, но их счастье продлилось всего 3 года. В канун 2000 г. актера нашли на улице с пробитой головой. Не приходя в сознание, 1 января он скончался. Обстоятельства его гибели до сих пор остаются загадкой.
После этого Ирина Печерникова полгода провела в больнице с нервным расстройством, а затем еще несколько лет не могла побороть тяжелейшую депрессию. Долгое время она вела затворнический образ жизни, что даже породило слухи о ее преждевременной гибели. Однако после всех перенесенных несчастий актриса нашла в себе силы возродиться к новой жизни. В 2010 г. она решилась на пластическую операцию в рамках проекта «Формула красоты» и снова появилась на экранах в нескольких телепередачах. Остается только восхищаться стойкостью и мужеством этой хрупкой женщины, которая смогла достойно преодолеть все выпавшие на ее долю испытания.