История утраченного портрета Чарльза Диккенса
0
861
просмотров
Портрет писателя кисти Маргарет Гиллис считался утраченным более 150 лет, пока его не обнаружили в совсем неожиданном месте.

В 1880-х к шотландской художнице Маргарет Гиллис, незадолго до ее смерти, обратился писатель Фредерик Джордж Киттон, захотевший узнать, что произошло с одной из ее ранних работ. В это время Киттон составлял биографию Чарльза Диккенса и был осведомлен о том, что Гиллис написала его портрет в 1843 году, однако местонахождение картины было неизвестно. Гиллис ответила, что ничего не знает, так как «потеряла полотно из виду».

Маргарет Гиллис — «потерянная из виду» художница

Гиллис родилась в Лондоне в 1803 году и была четвертым ребенком в многодетной семье. После смерти матери отец отправил восьмилетнюю Маргарет и ее старшую сестру Мэри на свою родину в Шотландию, где они жили вместе с дядей и тетей. Дядя, лорд Адам Гиллис, работал судьей в Эдинбурге и оплачивал обучение девочек.

Маргарет с ранних лет проявляла способности к рисованию. В 1820-х ее учителем стал шотландский художник-миниатюрист Фредерик Крукшенк. Позднее Маргарет обратилась к более крупным форматам живописи, а в начале 1850-х отправилась в Париж, где познакомилась с братьями Шеффер. Голландцы владели одной из самых модных художественных мастерских в городе, недалеко от которой находился дом Жорж Санд.

В начале 1820-х Гиллис познакомилась с Томасом Саутвудом Смитом, который к тому моменту разошелся с женой. Гиллис, настроенная зарабатывать самостоятельно и усердно трудиться, одной из первых поддерживала движение за женское избирательное право; она не хотела выходить замуж и лишиться тех немногих преимуществ, которыми обладала, будучи независимой женщиной. Она жила с Саутвудом Смитом гражданским браком. Пара стремилась изменить общество: они отстаивали права бедных и работали над улучшением условий жизни неимущих.

Чарльз Диккенс как борец с бедностью

Томас Саутвуд Смит, который был старше Гиллис на 15 лет, состоял в Комиссии по делам бедных, писал правительственные доклады о гигиене и бедности и также искал единомышленников. Среди таковых оказался Чарльз Диккенс. Вероятно, именно благодаря этой дружбе Гиллис выполнила портрет писателя осенью 1843 года. В это время Диккенс трудился над созданием своего самого известного произведения — «Рождественской песни».

Маргарет Гиллис, 1864 год.

Это была первая из пяти повестей, которые автор задумал, чтобы обратить внимание на неимущих детей. Томас Саутвуд Смит попросил Диккенса написать памфлет, обращение от имени ребенка бедняка. Вскоре идея переросла в «Рождественскую песню».

На первую повесть у писателя ушло шесть недель, во время которых он встречался с Гиллис шесть или семь раз. Не исключено, что эпизод, когда Скрудж встречается в Корнуолле с шахтерами вдохновлен общением с Художницей, которая к тому времени уже создавала иллюстрации к докладу об условиях труда женщин и детей, работающих на шахтах.

В период написания портрета Диккенс испытывал финансовые трудности и пребывал в депрессии. Он был огорчен отрицательными отзывами на его «Американские заметки» и слабой реакцией на роман «Мартин Чезлвит». Издатели все меньше доверяли писателю. Он долго пытался убедить их опубликовать «Рождественскую песню», и в результате те согласились, но с условием покрытия Диккенсом большей части расходов. Позируя Гиллис, писатель и не подозревал, что «Рождественская песнь» обернется большим успехом и жизнь автора навсегда изменится.

Портрет предназначался для книги «Новый дух времени», составленной группой анонимных авторов, в числе которых была сестра Маргарет Мэри.

Первая и последняя выставка

Портрет Чарльза Диккенса показали на выставке в Королевской академии художеств в 1844 году. Поэтесса Элизабет Барретт Браунинг писала, что в натурщике «есть пыль и грязь человечества, несмотря на орлиный взгляд». Хотя Королевская академия не принимала работы авторов-женщин, все же каталог выставки 1844 года указывает на участие нескольких художниц. Их имена канули в лету, в то время как большинство художников-мужчин известно и сегодня, включая Уильяма Тернера, Эдвина Ландсира, Абрахама Соломона, Дэниела Маклиса и Уильяма Этти. После выставки портрет пропал, о его существовании знали лишь благодаря гравюре. Вскоре картина получила статус «утраченной».

Портрет Диккенса кисти Гиллис.

Дальнейшая судьба полотна таинственна. Известно лишь, что каким-то образом портрет оказался в ЮАР, а в 2018 году в лондонскую галерею Филипа Моулда поступило письмо с просьбой дать совет относительно небольшой картины, до такой степени покрытой плесенью и грязью, что изображение было едва различимым. Отправитель приобрел портрет вместе с «коробкой хлама» и заплатил за содержимое эквивалент 27 фунтов.

Согласно одной из версий, портрет привезла в Африку семья Льюис. Чарльз Льюис в 1865 году женился на Гертруде Хилл, приемной дочери Маргарет Гиллис и Томаса Саутвуда Смита. Братья Чарльза, Герберт и Торнтон, переехали в Южную Африку и поселились в провинции, известной тогда под названием Наталь. Возможно, один из братьев забрал картину.

Возвращение в Великобританию

Теперь портрет находится в Лондоне. В октябре 2019 года он был представлен в музее Чарльза Диккенса. Картина висит в кабинете напротив письменного стола в качестве напоминания о молодом идеалисте, который так неистово желал сделать этот мир добрее и милосерднее.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится