1939 год: начало истории
С 1932 года представители киноиндустрии стали привозить свои творения на венецианский кинофестиваль, созданный по инициативе Бенито Муссолини. Спустя семь лет английская, американская и французская делегации устроили бойкот конкурсу, поскольку его результаты находились под явным давлением нацистского правительства. Так, в 1939 году главный приз получили пропагандистская картина Лени Рифеншталь под названием «Олимпия», посвященная недавно прошедшим Олимпийским играм в Германии, и «Пилот Лучано Серра», снятый сыном Муссолини.
Французы, и среди них главный инициатор – министр образования Жан Зей – решили проводить свой собственный, независимый кинофестиваль. Среди претендентов на место проведения фестиваля были и Виши, и Биарриц, и Люцерн, и даже Алжир, но свой выбор специально созданная комиссия остановила на городе Лазурного берега – Каннах. Пригласили в председатели жюри Луи Люмьера – одного из двоих братьев - «отцов» кино. Фестиваль назначили на сентябрь – чтобы, помимо прочего, привлечь больше туристов и продлить курортный сезон. Но начавшаяся Вторая мировая война разрушила эти планы. Впервые фестиваль открылся в 1946 году.
С 20 сентября по 5 октября жюри оценивало присланные на фестиваль кинокартины, одиннадцать из них получило награды. Происходило все в здании казино, а самым первым показанным фильмом был документальный «Берлин» советского режиссера Юлия Райзмана. Фестиваль имел успех, и спустя год снова открыл свои двери для желающих поделиться новыми кинофильмами. В этот раз местом проведения был определен специально построенный к тому времени Дворец Фестивалей, но из-за непогоды с него буквально слетела крыша, и место действия снова перенеслось в казино.
Главный европейский кинофестиваль
Популярность Каннскому кинофестивалю, без сомнения, принесли в первую очередь звезды, которые удостаивали этот праздник своим присутствием. Луис Бунюэль, Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Грейс Келли, Брижит Бардо, Софи Лорен, Жан Кокто, ставший в 1951 году председателем жюри фестиваля, – благодаря им интерес к кинофестивалю все возрастал, а заодно менялись и ужесточались условия участия. С 1955 года за лучший фильм стали вручать «Золотую пальмовую ветвь», ранее награждали лишь вручением гран-при.
От осеннего периода проведения фестиваля было решено отказаться в 1952 году, и праздник прошел в середине мая – и проводится в последний месяц весны до сих пор.
Есть версия, что между организаторами каннского и по-прежнему проходящего в Италии венецианского фестиваля было заключено тайное соглашение о проведении этих мероприятий раз в два года, поочередно. Неизвестно, было ли это так на самом деле, но по неизвестным причинам в 1948 и в 1950 годах кинофестиваль в Каннах не проводился.
А фестиваль 1968 года был прерван студенческими волнениями, к которым присоединились и ряд кинодеятелей, в частности, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш, Роман Полански, Жан-Люк Годар. Протесты были связаны с политикой тогдашнего министра культуры Андре Мальро.
Каннский кинофестиваль в наши дни
В настоящее же время фестивали в Венеции, Берлине и Каннах становятся стартовой площадкой для европейских режиссеров – причем самой основательной становится подготовка к последнему: победа, номинация, да и просто попадание в число участников каннского кинофестиваля означает для режиссера – славу и заработок, а для фильма – увековечение в историю и даже возможную номинацию на предстоящую премию «Оскар». Как правило, фильмы-номинанты в категории «лучший иностранный фильм» попадают именно из каннского списка участников.
Каждый год около восьмидесяти фильмов приезжают в Канны, чтобы предстать перед судом независимого жюри. С 1972 года фестиваль самостоятельно отбирает фильмы для конкурсной программы – раньше их отбирали страны-производители кино. Работа жюри сопряжена со строгой секретностью: пока идут показы и принятие решений о распределении премий, члены жюри серьезно ограничены в общении с кем бы то ни было. Председателями в разные годы были Люк Бессон, Дэвид Линч, Педро Альмодовар, Квентин Тарантино, Изабель Юппер.
Кроме «Золотой пальмовой ветви» и Гран-при фестиваля, в Каннах есть и другие награды для лучших в европейской киноиндустрии. За победу в разных номинациях вручают призы за лучшую мужскую и женскую роли, приз жюри, приз за лучший сценарий, а также «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражный фильм и премию «Золотая камера» за лучший дебют.
С 1974 года в Каннах существует особая награда – приз экуменического жюри, или христианского, оно состоит из шести деятелей киноиндустрии, которые оценивают фильмы с точки зрения религиозной и гуманистической составляющей. Советский кинорежиссер Андрей Тарковский стал единственный, кто удостоился такой премии трижды – за фильмы «Сталкер» 1979 года, «Ностальгия» 1983 года и «Жертвоприношение» 1986 года. Единственный раз в истории это жюри вручило антинаграду – ее удостоилась картина Ларса фон Триера «Антихрист».