Советские люди знали и любили Элизабет Тейлор. В кинотеатрах СССР показывали многие фильмы с ее участием. «Рапсодия» был одним из первых американских фильмов в прокате, а «Клеопатру» и вовсе посмотрело почти 33 миллиона советских зрителей по данным сайта Кинопоиск.
Впервые Тейлор приехала в СССР в 1957 - об этом визите известно немного. Актриса с тогдашним мужем Майклом Тоддом привезли советскому кинематографическому руководству новую технику, чтобы показать возможности широкоформатного кино. Руководство обещало подумать, но вскоре Тодд трагически погиб, и проект не был осуществлен. Однако в СССР подробно изучили технику и также стали использовать новые технологии в кино.
В 1961 году Тейлор вернулась в СССР и посетила Второй Московский Международный кинофестиваль уже с новым мужем - Эдди Фишером, сыном русских эмигрантов. Это был один из первых официальных визитов иностранных актеров первой величины, который, конечно, произвел фурор. Внимание всех СМИ было приковано к пребыванию голливудских звезд в Москве.
Но в центре внимания оказался скандал. Актеров пригласили на торжественный прием в Кремль и оказалось, что Тейлор и итальянская актриса Джина Лоллобриджида появились там в одинаковых платьях. Правда, журналисты заметили, что на Тейлор наряд от Yves Saint Laurent, а на Лоллобриджиде лишь его копия.
Актрисы вышли из положения с достоинством и голливудской улыбкой. Джина якобы первая пошла на контакт и сказала Элизабет: «Красивое платье!»
На нескольких кадрах Тейлор также запечатлена с одной из самых популярных советских актрис 1960-х Татьяной Самойловой.
Актрисы познакомились в 1958-м, когда Самойлова приезжала на Каннский кинофестиваль с фильмом «Летят журавли» - тогда он взял Золотую пальмовую ветвь.
В середине 1970-х Тейлор приехала в СССР вновь - сниматься в первом советско-американском фильме «Синяя птица». Картина была совместным проектом студии Ленфильм, Совинфильм и 20th Century Fox («XX век Фокс»). Режиссером выступал Джордж Кьюкор.
Съемки полностью проходили в СССР - в Москве, Ленинграде и его окрестностях, Ялте и Риге - и длились около девяти месяцев. В музыкальном фильме-сказке «королева Голливуда» играет, разумеется, одну из главных ролей - фею. Впрочем, ведущие позиции были у всех американских актеров - советские снимались лишь в небольших и эпизодических ролях.
Про поведение звезды во время съемок ходили легенды. Согласно одной из них, американцы якобы требовали встретить актрису по прилету в Ленинград особенно торжественно - поставить роту почетного караула прямо на летном поле и устроить салют в ее честь. Местные власти отказались, но все же отремонтировали студию Ленфильм и даже, к восторгу советских актеров, поставили новые заграничные унитазы.
По другой легенде, для Тейлор организовали поставку в СССР ее любимого виски «Джек Дэниелс». В СССР была очередная антиалкогольная кампания и качественного алкоголя не было.
Актер Геннадий Венгеров вспоминал интересные подробности о съемках. Его дядя Ефим Зарх работал мастером по свету на «Синей птицей», и Тейлор якобы особенно его отмечала. «Приходя на площадку, первым делом Элизабет здоровалась именно с Ефимом Григорьевичем, который был очень похож на Ричарда Бартона». После работы над фильмом актриса подарила Зарху свой огромный фотопортрет на холсте.
Советским актерам настоятельно рекомендовали не общаться близко с иностранцами. На съемках часто присутствовали и сотрудники спецслужб. И даже обедали актеры в разных местах. Венгеров вспоминает другой интересный случай: в один из первых съемочных дней, когда объявили обед, русская часть группы привычно достала из пакетов булочки и кефир. Американцам же еду привезли из ресторана гостиницы «Астория». «Заметив это, Тейлор подняла грандиозный скандал: дескать, или кормите всех из ресторана, или сниматься не буду. И справедливость восторжествовала».
Советская актриса Людмила Чурсина вспоминала, что Элизабет производила противоречивое впечатление. Во время съемок «Синей птицы» в Ленинград с дружеским визитом зашел американский крейсер - и советских известных актеров и режиссеров пригласили на корабль. Вся группа долго ждала Тейлор и когда она наконец появилась, то была совершенно не в духе. Еще хуже стало ее настроение, когда она узнала, что на флоте действует запрет на алкоголь. Актриса не обращала внимание на советских коллег, общалась лишь с моряками и американскими актерами. «Приободрилась она, когда увидела молоденьких симпатичных советских матросов. В ней сразу включилась женщина, она стала улыбаться, бросать кокетливо взгляды».
Другой очевидец того вечера режиссер Виталий Мельников рассказывал, что к концу приема звезда, успевшая пожаловаться на неповоротливость и косность ленфильмовских служб, вдруг спросила, в какой стороне находится киностудия. Ей показали. Тогда Тейлор попросила командира повернуть одну ракету в сторону «Ленфильма». Для военного моряка привести ракету в готовность в центре города могло означать международный скандал, но связавшись с Вашингтоном, капитан получил одобрение. «Спустя какое-то время что-то заурчало, и ракетная установка на корабельном носу стала медленно разворачиваться. Надо было видеть лица наших чиновников, а Тейлор захлопала в ладоши».