Будучи живописцем, графиком, теоретиком, мемуаристом и писателем, он сумел соединить в своем творчестве, казалось бы, несовместимое и никак не пересекающееся: детскую иллюстрацию и взрослый концептуализм, грань между которыми в его творчестве провести иногда сложно.
Виктор Пововаров стоял у истоков московского концептуализма - новомодного направления в изобразительном искусстве, которое в 60-70-х увлекло множество прогрессивно настроенных художников. Виктор Дмитриевич вместе с небезызвестным Ильей Кабаковым практически изобрели жанр концептуального альбома. Этот вид творчества приобрел огромную популярность, благодаря остроумным художественным работам, несущим в себе взаимодействие различных визуальных языков. При этом в творчестве самого Пивоварова он почти всегда носил увлекательный, игровой характер и отмечался живым импровизационным началом, а также демонстрировал весь диапазон возможностей мастера: станкового художника, книжного графика, иллюстратора и изобретателя.
На самом деле произведения художника – это ребусы, сложенные из размышлений, реальных и фантастических образов, а что касается изобразительной манеры, то в них преобладают мотивы сюрреализма и книжной иллюстрации, которые в свою очередь подчинены абсурдизму и полистилистическим экспериментам. Именно в этом и заключена их ценность. Поэтому немало работ мастера на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других ведущих отечественных и зарубежных галереях они также и в цене на мировом артрынке.
Немного о концептуализме
Публика всегда была и есть неравнодушна к живописи художников многогранных, неординарных, самобытных, как бы их творчество не было для нее непонятным, а иногда и шокирующим.
Для справки: "Концептуализм с латинского – мысль, познание. Отсюда и образовалось направление в мировой культуре, передающее художественными средствами окружающий мир, не опираясь на опыт прошлого, а лишь руководствуясь сиюминутными ощущениями. Возникло это течение вначале ХХ века в Америке, быстро перекочевало в Европу, а во второй половине столетия охватило и московские ряды художников, не желающих творить по шаблону соцреализма".
Разумеется, такое мировоззрение и творчество инакомыслящих было не угодно властям, отсюда и тайные объединения, и гонения, и эмиграция. Однако, как известно из исторических данных – ни запреты, ни аресты, не сломили дух советских художников-неформалов. Одни уезжали из страны и работали в этом направлении, другие - буквально выживали и творили свои произведения всеми правдами и неправдами в союзе.
Детская иллюстрация как прикрытие
Интересен тот факт, что некоторые из них, благодаря детским издательствам, вполне даже достойно жили. Иллюстрируя книги для детей можно было зaработать приличные деньги — к примеру, за оформление книги «Дом, который построил Джек» художнику Илье Кабакову был выдан гонорар, на который он построил художественную студию на Сретенском бульваре. К слову сказать, по тем временам работа художников-иллюстраторов оценивалась по трудоемкости,- потому так популярна была деталировка и изображение множества персонажей в иллюстрациях тех лет.
Что любопытно, Пивоваров, относя себя к художникам «неформального искусства» и будучи основателем этого движения, на протяжении многих лет, вплоть до 1977 года, не принимал участие ни в единой даже разрешенной властями выставке, где выставлялись работы неформалов. Его имя нигде и никогда не фигурировало в сводках о художественных протестах ни 60-е ни в 70-е годы. Он, как и Илья Кабаков, очень осторожно, не совершая резких движений, прошел 20-летнюю полосу препятствий, созданную советской властью по отношению к андерграундным художникам.
Виктор Пивоваров еще в 1962 году окончив Московский полиграфический институт, начал свой творческий путь с иллюстрирования стихов и сказок своей жены Ирины, позже иллюстрировал ее «взрослую» лирику. В 1964 году дебютировал в издательстве «Детская литература». А через пять лет стал ведущим художником детского журнала «Веселые картинки», где проработал более десятка лет. К слову сказать, именно Виктор Дмитриевич в 1979 создал пресловутый логотип из букв-человечков на обложку журнала, существующий с небольшими изменениями по сей день.
Знаковыми стали работы Пивоварова к книге «Необычный пешеход», выпущенной в 1965 году. Эти иллюстрации вызвали широкий резонанс: многие обвиняли его в том, что за его простыми иллюстрациями кроются неоднозначные тайные символы. Позже сам художник признавался в том, что любил иллюстрировать детские стихи, потому что они давали свободу интерпретации текста. Благодаря этой работе он получил признание как иллюстратор.
Свой же творческий путь в концептуализме Виктор Пивоваров начал, когда ему было уже за тридцать, и когда у него появилась собственная мастерская, благодаря все тому же Илье Кабакову. Именно тогда он начал творить свою неформальную живопись, о которой до 1977 года даже не подозревали городские власти, вдохновляясь на творчество работами Магритта, Шагала, Миро, Пикассо.
Спросите, каким образом, простой художник-иллюстратор, живя за железным занавесом мог в те годы получить доступ к информации об западном современном искусстве. Да все оказалось проще простого. «Железный занавес, который должен был ограждать советских граждан от западно-европейской идеологии и влияния всего чуждого, оказался дырявым, потому как был, сделан, как и все остальное – по-советски. В нем было множество щелей, одна из которых – Библиотека иностранной литературы». Вот ее то и посещал довольно часто наш герой, и именно там он изучал мир современного мирового искусства, рассматривая всевозможные альбомы с репродукциями картин сюрреалистов, модернистов, абстракционистов и художников других новых течений.
Целых пятнадцать лет Виктору Пивоварову довелось, прикрываясь детскими иллюстрациями, а в своей мастерской тайно с упоением работать над тем, чего жаждала его душа. Но однажды подвернулся художнику случай, вначале 80-х он познакомился в Москве с чешкой Миленой Славицкой. И уже в 1982 году, разведясь с супругой, он женится на Милене и выезжает в Чехословакию и селится в Праге, где проживает и поныне и продолжает работать в своем концептуальном направлении радикального романтизма, создавая свой мистический мир.