Из России в Великобританию
Сергей Павленко окончил прославленную Академию художеств имени Ильи Репина в Ленинграде. Но когда он был уже на пороге выпуска, то задал вопрос проректору о том, что делать, если художники не нужны своей стране. Ответ оказался очевидным: он ведь знал об этом ещё в момент поступления.
Но молодой художник далеко не сразу решился на переезд в другую страну. Должно было пройти ещё несколько лет, прежде чем он осознал всю унизительность положения, при котором, по словам Сергея Павленко, краски и холсты могли купить только студенты и члены Союза художников СССР. Он же институт окончил, а вот в Союз художников его ещё не принимали в силу молодости и отсутствия заслуг.
Именно тогда он задумался об эмиграции. Ему хотелось писать картины и покупать холсты и краски, не предъявляя никаких документов и не пытаясь заслужить бонусы для вступления в организацию. В 1989 году Сергей Павленко прилетел в Лондон, имея в кармане 200 фунтов стерлингов. К счастью, в Англии у него была знакомая, английская художница, живущая в деревне, где он и поселился поначалу.
За чужой счёт он никогда не жил, благодаря знакомой он получал небольшие заказы на портреты, после недолго работал преподавателем в Школе искусств в Глазго. И лишь потом смог перебраться в Лондон и вплотную заняться живописью.
Отсутствие иллюзий
Сергей Павленко не скрывает: ему всегда помогало отсутствие иллюзий по поводу свободы творчества, как её понимают многие. Он никогда не считал зазорным работать под заказ и сегодня считает это нормальным. Сергей Павленко приводит в пример находящиеся в известных галереях работы, вспоминая Микеланджело и Рафаэля, писавших свои картины по заказу. При этом никто не обвиняет их в непрофессионализме и отсутствии таланта.
Понятие же «искусства для души» существует лишь в том случае, если ты можешь, благодаря своим творениям, обеспечить себя самого и свою семью. Ещё художник настаивает на том, что умение качественно выполнить заказную работу и является, по сути, высшим проявлением профессионализма.
Портрет королевы
В 2000 году Сергей Павленко написал портрет Елизаветы II по заказу Гильдии драпировщиков - организации, которая на протяжении веков объединяет производителей шерсти и текстиля и торговцев. Однако столь важный заказ художник получил не просто так, а оказавшись победителем в конкурсе среди 200 коллег.
Сам художник предполагает, что в процессе конкурса организаторы смотрели его работы, возможно, обратили внимание на его традиционно классический стиль и качество живописи. Он был профессионалом своего дела, но не настолько известным, чтобы требовать какой-то запредельной суммы за свою работу.
При этом сама королева в выборе художника для написания портрета участия не принимала, а все переговоры велись с заказчиками, которые хотели портрет королевы в своей штаб-квартире, коллекция произведений искусств которой собиралась на протяжении нескольких веков.
При встрече с представителями Гильдии драпировщиков Сергей Павленко должен был на словах объяснить, каким представляет себе портрет королевы. Кроме того, сам художник попросил показать ему место, где будет висеть его работа, чтобы учесть не только внешнее сходство, но и правильно продумать сочетание с интерьером помещения. Ему было важно учесть малейшие детали и сделать всё, чтобы портрет смотрелся на своём месте органично. Со своей стороны, заказчики попросили разместить на портрете символику Гильдии.
У художника было всего несколько часовых сеансов с королевой. Он признается: королева не пыталась отвлекать его разговорами, она терпеливо стояла весь сеанс и отказывалась даже присесть на стул, чтобы отдохнуть. Елизавета II была очень пунктуальна, вежлива и всегда прибавляла к оговоренному времени сеанса лишние 10 минут, объясняя это тем, что якобы опоздала, хотя всегда появлялась минута в минуту. Больше всего впечатлила художника максимальная предупредительность и отсутствие даже намёка на пафос и высокомерие.
Елизавете II портрет явно нравился, она даже согласилась принять участие в его открытии, а потом призналась, что именно он является самым любимым из всех её изображений.
Позже парадный портрет воспроизвели на юбилейных коллекционных марках, а Сергей Павленко стал получать заказы на написание других портретов членов королевской семьи. Помимо представителей британской монархии, на счету художника есть несколько портретов аристократов из других стран.