Первым на гигантскую статую обратил внимание патриарх Лиссабона Мануэл Гонсалвеш Сережейра. В 1934 году он прибыл с визитом в Рио и наличие в бывшей колонии огромной статуи Спасителя, которую возвели на народные средства в честь столетия независимости страны, не могло не уязвить его самолюбие. «В Лиссабоне нам тоже нужна статуя Христа, да такая, чтобы ее из каждого уголка города видно было», – решил патриарх.
Он немедленно озвучил предложение епископам, а те приняли его с горящими глазами. Правда, повода начать народный сбор средств не было, но, как говорится было бы желание. На съезде епископов в Фатиме – городе, где, по легенде, людям являлась сама Мадонна, священники дали обед: если Вторая мировая война не затронет Португалию, то статую Христа, не уступающую знаменитой в Рио-де-Жанейро, нужно обязательно возвести в благодарность за то, что Господь отвел от страны беду.
Действительно, ужасы войны Португалию практически не затронули, так что народ с радостью поддержал инициативу, за которую теперь ратовал сам Салазар, и в 1949 году сбор средств на строительство монумента начался. Пожертвования не прекращались в течение 10 лет, а выполнить проект поручили архитектору А. Лину и инженеру Д. Франсишку ди Мелу-и-Кастру.
И сегодня статуя, возвышающаяся на берегу реки Тежу, впечатляет туристов всего мира, но по задумке монумент должен был получиться еще более масштабным. Высота лиссабонского Христа — 28 метров, то есть он всего на 2 метра ниже статуи в Рио-де-Жанейро, размах рук у обоих скульптур – 28 метра, а вот дальше в плане размеров португальский Иисус бразильского превосходит. У Христа из Рио размер головы — 3.75 метров, а у его младшего брата из Лиссабона – 4.05, да постамент бразильской статуи в высоту всего 30 метров, а вот лиссабонский – аж 80 метров.
Но, увы и ах, все вторичное – всегда проигрывает! Как не старались португальцы превзойти бывшую колонию, все-таки их Христос в мире достаточно мало известен, а статуя Рио-де-Жанейро в 2007 году даже была названа одним из Новых семи чудес света.
Французская Ницца ошибку Лиссабона решила не повторять. «Зачем нам еще одна гигантская статуя Христа? – решил настоятель местного аббатства. – Гораздо лучше, если в Ницце появится огромная скульптура Девы Марии. Тем более, и место подходящее есть – Замковая гора, куда любил взбираться пешком сам Фридрих Ницше, а от замка, что был возведен на ее вершине в XII веке сейчас все равно остались одни руины».
Проект был задуман в 1983 году. Он получил условное название «Богоматерь на холме», а ратовало за него, как уже всем понятно, аббатство Ниццы. Настоятель даже пытался получить финансирование из городского бюджета и обратился за помощью к мэру города Жаку Медесану, но, поскольку во Франции церковь отделена от государства, в средствах на возведение статуи Мадонны ему было отказано.
Тем не менее, амбициозный проект мэру Ниццы понравился. Настоятель предлагал создать 15-метровую скульптуру Мадонны, по его задумке, она должна была стоять на вершине Замковой горы, быть обращена лицом к гавани и приветствовать все причаливающие в Ниццу яхты и корабли.
«Это может быть такая же знаковая достопримечательность, как Статуя Свободы и Христос-Искупитель в Рио!» – решил мэр. Он запланировал, что, если они сумеют собрать необходимые средства в течение года, то уже к февралю 1988 года, Ницца обзаведется новым городским символом, что крайне позитивно скажется на туристическом потоке.
Дело оставалось за малым: вдохновить местное население на пожертвования, ведь, в конце-концов, и Христос в Рио, и Иисус в Лиссабоне были построены на народные средства. Эскиз проекта статуи опубликовали в газетах и это был провал. Полный и абсолютный. Дело в том, что смотрящая с вершины Замковой годы в сторону гавани Мадонна была повернута к Ницце спиной, так что именно с этого ракурса ее и пришлось бы наблюдать горожанам.
Но не это главное. Главное – лифт. Само собой, мэр и настоятель, разрабатывая проект новой знаковой достопримечательности, задумывались о его последующей монетизации. Их посетила простая в своей гениальности идея: почему бы не оборудовать монумент лифтом, чтобы гости города смогли, приобретя билет, подняться на вершину горы, а заодно и скульптуры. Единственное место, где могла проходить лифтовая шахта, было под юбками Мадонны, а ее кабина снизу буквально въезжала прямо под платье Богородицы.
Представляете, как это смотрелось? Ехидные французы сразу же изошлись на сарказм: «Судя по этому монумента, Дева Мария уже не дева, но, это же Франция – страна любви», – так звучала самая мягкая из шуточек, которые они отпускали. Проект обсуждали 5 лет. В результате насмешники победили и от идеи статуи Мадонны в Ницце добровольно отказались. Кстати, зря! Думаю, если бы ее все-таки взялись реализовали, туристы со всего света приезжали взглянуть бы на гигантскую и весьма двусмысленную статую. Хотя бы смеха ради.