Она получила юридическое образование и 17 лет проработала в прокуратуре. Свою героиню она писала с самой себя, а многие события в их жизнях происходили параллельно…
Из прокуратуры и адвокатуры – в писатели и сценаристы
Елена Топильская с юности хотела стать следователем. Правда, в школу милиции не попала – тогда женщин туда не брали. И после получения школьного аттестата она поступила на вечернее отделение юридического факультета Ленинградского государственного университета. Параллельно Елена работала секретарем в суде.
Во время учебы Топильская проходила стажировку в следственном отделе. Тогда она и представить не могла, что задержится там на 17 лет. Она начинала как стажер районной прокуратуры, а потом стала следователем по особо важным делам. Она расследовала дела об организованной преступности, серийных маньяках и параллельно вела работу над кандидатской диссертацией о защите прав потерпевших. Позже Топильская стала заместителем прокурора Центрального района Санкт-Петербурга, а потом – прокурором отдела облпрокуратуры.
В конце 1990-х гг. Топильская прошла курс по правам человека в Великобритании, оставила следствие, стала адвокатом и была награждена за успехи защиты по уголовным делам. Она написала ряд научных статей, монографию «Организованная преступность», подготовила учебное пособие по прокурорскому надзору. Занималась и педагогической деятельностью – была профессором кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской академии правосудия.
В тот же период Елена Топильская начала писать детективные романы, главной героиней которых стала Мария Швецова. Сюжет для первой книги подсказала сама жизнь, и эта история была устрашающей. Когда Топильская работала адвокатом, ее начал преследовать маньяк. Он увидел ее фотографию в журнале и приехал к ней с угрозами. Благодаря старым знакомым Елены из уголовного розыска его удалось быстро задержать и обезвредить. А женщина по горячим следам этой истории написала свой первый роман.
Это новое увлечение так ее захватило, что она начала публиковать одну книгу за другой. Обо всех «тайнах следствия» писательница действительно знала не понаслышке, и многие сюжеты для своих книг она взяла из своей практики. Продюсер Ада Ставиская предложила ей написать по ее романам сценарий для сериала «Тайны следствия». И она стала сценаристом первых 8 сезонов этого проекта.
Синхронизация судеб
Сегодня другую Машу Швецову уже и представить невозможно, ведь именно благодаря актрисе Анне Ковальчук, воплотившей ее образ на экране, эта героиня и стала такой популярной. Но вот самой писательнице поначалу эта кандидатура показалась совершенно неподходящей для роли главной героини. К тому же ей было всего 22, а Маше Швецовой – уже за 30.
Топильская рассказывала: «Когда я придумывала Швецову, то на ее месте представляла себя. И муж мой в книгах есть, и подруги. Поэтому, увидев пробы актрис на роль Швецовой, я схватилась за голову – они все были не такие! Если честно, когда мне показали утвержденную Ковальчук, я даже не могла ее представить в этой роли. Аня – слишком красивая для моей героини. Образ ведь с меня списан, а я сама далеко не красавица. Но за восемь сезонов я к Ковальчук так привыкла, что никого другого в образе Швецовой уже не мыслю».
Даже имя героини не было случайным – Елену мама хотела назвать Марией и планировала дать ей свою девичью фамилию – Швецова. А отец зарегистрировал ее как Елену Топильскую. Ее героиня во многом стала ее «альтер эго», и это касалось не только ее профессиональной деятельности, но и личной жизни. Даже сына своей героини сценарист писала с собственного сына.
Параллели с реальной жизнью писательницы появлялись иногда мистическим образом: часто не Маша Швецова повторяла ее судьбу, а сама Топильская – судьбу своей героини. Развод, новое замужество и даже пожар в подъезде – все это были вымышленные события из жизни Швецовой, которые потом произошли с самим автором. Даже цвет свадебного платья Марии Швецовой и ресторан, где проходило торжество, позже абсолютно случайно совпали с жизненными реалиями Топильской. Их судьбы словно синхронизировались.
По этой причине писательница опасалась описывать какие-то негативные события: «Был неприятный момент, когда я описывала сгоревшую квартиру, легла спать – и проснулась от запаха гари. Оказалось, в нашем подъезде пожар, горит одна из квартир. Но были и приятные истории. Я «выдала» Машу замуж, а вскоре и сама оказалась в загсе… Зная, что сериал оказывает странное влияние на мою жизнь, я стараюсь избегать ситуаций, которые могут мне аукнуться. Поэтому развода с Луганским у Маши не будет!».
Непредусмотренные повороты сюжета
За все годы съемок первых 8 сезонов сериала по ее сценарию Топильская всего несколько раз появилась на съемочной площадке и только по телефону давала консультации гримерам и реквизиторам. Она по своей природе – человек робкий и стеснительный, и просто не смела перечить режиссеру. И даже на протяжении двух лет не смотрела сериал – боялась увидеть результат, не соответствующий ее ожиданиям.
Позже писательница призналась, что «книжная» Маша больше похожа на нее, чем «киношная». Ведь в сценарий приходилось вносить множество правок, продиктованных объективными обстоятельствами. Так, после съемок первых 4-х пилотных серий актриса вдруг сообщила о том, что беременна. Конечно, в сценарии этого не предполагалось, но съемочный процесс нельзя было останавливать, иначе сериал пришлось бы закрыть.
В итоге дочь Анны Ковальчук Злата появилась на свет буквально в кадре – сцены в роддоме не были постановочными. Оператор отправился туда вместе с актрисой, и ребенок, и роженица были настоящими! Позже актриса не могла сдержать слез, пересматривая эти сцены. А потом Злата снялась в этом сериале, сыграв ребенка Марии Швецовой.
Сериал «Тайны следствия» стал одним из самых рейтинговых телепроектов. А Мария Швецова в исполнении Анны Ковальчук покорила сердца миллионов зрителей и получила признание в среде кинематографистов. В 2004 г. актриса была удостоена приза «За воплощение образа положительного героя» на Московском международном фестивале детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики «Закон и общество», а спустя год – приза «За лучшую женскую роль в сериале» на фестивале «Виват, кино России!»
Сложно поверить в то, что подобные сериалы создают обаятельные женщины: За что осуждают и превозносят сценариста Зою Кудрю, которая придумала «Ликвидацию».