Русские жители Шанхая
На главной улице французской концессии, авеню Жоффр (Хуайхай Лу), известной как Маленькая Москва, обитали ювелиры, швеи, сибирские меховщики, находились водочные заводики, а также кафе с дымящимися самоварами, кабаре в русском стиле и балет. Среди эмигрантов, налаживающих свою жизнь в Шанхае, было много танцоров с классическим образованием, которые выступали в Мариинском театре в Санкт-Петербурге и Большом театре в Москве. Танцоры постарше вскоре открыли школы, в которых учились дети привилегированных иностранных «шанхайландеров». Другие выступали в небольших коллективах, часто при поддержке большого количества русских музыкантов в изгнании.
Русская классика в Китае
Изначально аудитория была небольшой и без энтузиазма. Эмигранты в Шанхае начала 1920-х годов, казалось, предпочитали нечто более легкое, а китайцы не проявляли особого интереса к этому странному танцу. Затем в августе 1922 года, в относительно преклонном возрасте для 41-летней примы-балерины, Анна Павлова прибыла в Шанхай на борту лайнера «Императрица Канады» со своей труппой из двух десятков танцоров, а также музыкантов. Следующие две недели Шанхай больше ни о чем не мог говорить.
Когда Павлова высадилась в городе, она рассказала прессе, что ее лодыжки застрахованы на 100 000 долларов США, что джаз - это «мода» и что билеты на все ее выступления распроданы. Шанхайские газеты следили за каждым ее шагом, от переполненных выступлений в ратуше на Нанкинской улице до Шанхайского филармонического оркестра, и сообщали о часах, которые Павлова проводила, раздавая автографы.
Рост популярности
Неожиданно почти все эмигранты захотели, чтобы их дочери изучали русский балет. Шанхай стал популярным местом для гастролей, а в городе появилась своя труппа, ставившая свою версию великих Русских балетов Дягилева: Ассоциацию русского балета Николая Сокольского неизменно называли Les Ballets Russes de Shanghai, а молодые китайцы искали учителей и посещали спектакли, заложив основу современного балета Китая.
Русские учителя
Среди множества танцоров, проводивших занятия, была некая мадам Тараканова, пожилая русская танцовщица. Среди ее учеников в начале 1930-х годов было несколько русских девушек, например, Татьяна Коровина, англичанка по имени Джун Беар и молодая девушка смешанного британского, ирландского и бразильского происхождения по имени Маргарет «Пегги» Хукхэм.
Чтобы снизить накладные расходы, Тараканова ездила домой к своим ученикам, чтобы давать уроки. Но она не становилась моложе, и матери девочек чувствовали, что она сдерживает своих протеже. Они начали искать новых учителей, как только шанхайский балет стал популярен.
Новые лица
Балерина Вера Волкова и ее возлюбленный Серж Торопов танцевали в довольно неуклюже названном Государственном Академическом театре оперы и балета (или, чаще, ГАТОБ), который по сути был Мариинским, а позже стал Кировским. В 1929 году они были в длительном турне, направленном на то, чтобы привлечь белых русских на сторону красных, выступая в густонаселенных русскими приграничных городах Чита и Харбин, затем Манила и Сингапур, а затем вернулись в Китай и выступили в Пекине и Шанхае.
С ними был Георгий Гончаров, который танцевал в Мариинском, пока травма колена не вынудила его уйти в отставку и сосредоточиться на преподавании. Все трое очень не хотели возвращаться в Советский Союз: они желали присоединиться к Русскому балету Дягилева. Они дезертировали, но их план работы с Ballets Russes потерпел крах со смертью Дягилева в августе 1929 года.
Оставшись в Шанхае, они едва сводили концы с концами, сформировав танцевальную труппу, которая выступала в основном в кабаре. К этому времени прошло более десяти лет с момента визита Павловой, но поколение «балетоманов» очень хотело увидеть, как их дети занимаются танцами.
Русские преподаватели
Волкова, которой в то время было около 30 лет, как и некоторые другие танцовщицы, время от времени преподавала. У других были такие же успешные школы. Наиболее заметными среди них были Сокольский и его жена Евгения Баранова и постановщик танцев Эдуард Элиров.
Сокольский, который был учеником Дягилева, и Баранова руководили популярной школой, расположенной на чердаке лицея театра на улице Буржат (Changle Lu), и стремились принимать китайских студентов, плохо знакомых с русским балетом. Молодые выпускники Таракановой, Гончарова и Волковой уехали из Шанхая, и их будущее было совсем другим.
Судьба балерин
Татьяна Коровина слышала, что в Пекине проходит прослушивание хора кабаре, труппы Shura Giraldi. Она села в поезд на север, прошла прослушивание и была принята. Из-за слишком большого количества Татьян в труппе ей дали сценическое имя Лилиан. Всю свою карьеру она провела в основном в Пекине, вышла замуж за англичанина, родила дочь, была интернирована японцами во время войны и в итоге поселилась в Австралии.
Семья Вирджинии Браунинг вернулась в Соединенные Штаты примерно в 1937 году, когда Шанхаю угрожала война. Она танцевала в нескольких североамериканских балетных труппах и на Бродвее. Пегги и Джун предстояло взлететь на большие балетные высоты. Джун вместе с матерью уехала в Лондон, чтобы поступить в школу Нинет де Валуа. Труппа "Вик-Уэллс де Валуа" в конечном итоге превратилась в "Сэдлерс Уэллс", а затем, после войны, в Королевский балет.
Мать Пегги, Хильда, хотела, чтобы ее дочь тоже добилась успеха. Она читала о так называемых Baby Ballerinas, трио замечательно талантливых 12-летних танцоров, воспитанных хореографом Джорджем Баланчином и теперь появляющихся в балетах Ballets Russes de Monte Carlo. Хильда знала, что одна из маленьких балерин, Тамара Туманова, была русской беженкой в Шанхае и ровесницей Пегги.
Четырехлетняя Тамара увидела Павлову и загорелась желанием стать балериной. Хотя формально она не начала заниматься балетом, пока ее семья не переехала в Париж, Туманова показала, чего можно добиться. Пегги, которой на то время было 14 лет, приехала в Англию и последовала за Джун в школу де Валуа. Обучение Гончарова в стиле Вагановой в Шанхае принесло свои плоды. Она понравилась Де Валуа и стала известна как Марго Фонтейн.
Конкуренция
К середине 1930-х годов в Шанхае было немало небольших балетных трупп, которые боролись за выживание. Изобилие русских танцоров привело к снижению заработной платы, в результате чего профессиональные танцы теряли свою актуальность. Балетные номера часто помещались между выступлениями оперных теноров, жонглеров или вальсирующих пар, поэтому к классическим балетным па стали добавлять акробатические трюки.
Судьба балетного трио
Отношения Волковой с Тороповым закончились, и она страдала от постоянных легких недомоганий: приходилось работать неполный рабочий день в русском магазине одежды, чтобы сводить концы с концами и отправлять деньги своей семье в Ленинграде.
Она познакомилась с молодым британским архитектором на вечеринке для шанхайских балетоманов Хью Финчем Уильямсом. Они полюбили друг друга, и он устроил ей поездку к нему в Гонконг, где она ненадолго открыла балетную школу. В 1936 году они переехали в Лондон и поженились. Там Волкова преподавала известной шотландской балерине и актрисе Мойре Ширер. Позже она провела время в миланском театре Ла Скала и в конце концов стала художественным советником Королевского датского балета в Копенгагене.
Японская оккупация и послевоенное время
Русское балетное объединение Сокольского в военное время исполняло репертуар исключительно из классических произведений русского балета. Японская администрация изначально поощряла балет, считая его высокой культурой. В течение нескольких лет труппа Сокольского ставила шесть спектаклей каждый сезон.
В труппе также участвовал японский танцор Масахидэ Комаки, который поехал в Харбин, а затем в Шанхай, чтобы учиться у учителей русского балета. Он исполнил партию в опере Стравинского «Петрушка» в Шанхае, за что получил прозвище «Восточного Нижинского».
Возможно, самый влиятельный из танцоров военного времени, Комаки вернулся в Токио в 1946 году, чтобы сформировать Komaki Ballet, первую японскую труппу, которая представила «Лебединое озеро» пораженной местной публике. Он и его компания первыми представили большую часть классического репертуара Ballets Russes японским поклонникам балета.
В конце 1943 года японская администрация в Шанхае перестала так увлекаться балетом. Компания Сокольского была отстранена в пользу азиатской народной музыки. Тем не менее Сокольский проявил настойчивость, и труппа продолжила выступать в разных городах Китая и гастролировала по Азии до 1953 года.
Становление современного китайского балета
Влияние тех русских танцоров, учителей и хореографов, которые обосновались в Шанхае, было действительно огромным, потому и появился китайский балет после 1949 года. Многие представители первого поколения кордебалета в детстве учились у русских учителей, особенно у Сокольского и Барановой. Среди выпускников студии Сокольского были выдающиеся танцоры, которые продолжили преподавать в Пекинской танцевальной академии, например, Ван Кефен стал одним из самых известных танцоров Китая. Их влияние проявляется в общей приверженности методу Вагановой в китайских балетных школах и неизменной любви к русской классике.