Как Рождество пришло в русскую литературу
802
просмотров
В последние годы широкое распространение получили святочные и рождественские рассказы. Данный жанр литературы был особенно популярен с середины 19 века до начала революции и сейчас активно возрождается. Попробуем проследить, как менялось отношение к Рождеству и народным традициям на протяжении веков.

Рождение нового жанра

Рождение нового жанра

Основы святочных рассказов заложил выдающийся английский романист Чарльз Диккенс. Его история о скряге Скрудже из цикла «Рождественская песнь» стала мировой классикой и легла в основу популярного диснеевского мультфильма «Утиные истории».

Также обязательно надо вспомнить старину Ханса Кристиана Андерсена. Его трагическая, но при этом трогательная сказка «Девочка со спичками» способна растопить самые черствые сердца. Не случайно сюжет датчанина много раз обыгрывался писателями будущих поколений. Среди них такие выдающиеся отечественные литераторы, как Достоевский с «Мальчиком у Христа на елке», Леонид Андреев и его «Ангелочек» и другие авторы.

От театра к книге

От театра к книге

В Европе традицию рождественских рассказов культурологи связывают со средневековыми мистериями. Это были импровизированные театрализованные постановки по сюжетам из Евангелия и Библии. Отсюда писатели позаимствовали трехуровневую организацию сюжетного пространства: ад, земля и рай.

В ряде регионов Российской империи аналогом средневековых западноевропейских мистерий была вертепная (рождественская) драма, также базирующаяся на евангельских рассказах о рождении Иисуса Христа. Особенно этот жанр был популярен на Украине. Не случайно первое святочное произведение было написано русско-украинским писателем Николаем Гоголем. Его повесть «Ночь перед Рождеством» и сегодня читается на одном дыхании.

Единение церковных и народных сюжетов

Единение церковных и народных сюжетов

Широкое признание вертеп получил из-за простоты и доступности сюжета. Естественность языка повествования, понятные бытовые и социальные мотивы, узнаваемые народные персонажи и комедийные ситуации привлекают внимание. До сих пор в провинциальных городах и селах можно увидеть компании, которые разыгрывают вертепные драмы у церквей. Не удивительно, что эта народная традиция перетекла и в литературу.

Самые старые отечественные тексты на рождественскую тематику относятся ко второй половине 18 века. В них прослеживается интересное сочетание книжных элементов с элементами народными. Как правило, повествование состоит из двух частей: рождественской драмы по мотивам евангельских рассказов о рождении Иисуса Христа и сатирически-бытовой интермедии. Первая часть более или менее устойчивая и в народе называлась «святой», а вторая, «народная», менялась в зависимости от местных условий и исторических периодов.

Погрузимся в историю

Погрузимся в историю

Заглянем еще глубже в историю и увидим, что Рождество неведомым образом совпадает с дохристианским празднованием начала нового года после зимнего солнцестояния. Неважно, кто какого календаря придерживался, и в Западной Европе, и в Восточной люди умели определять течение времени по Солнцу, звездам и Луне. Самые короткие дни в году закончились, и с 25 декабря идет «возрождение природы после долгого сна».

Самым ярким праздником на Руси в этот период были, безусловно, коляды. Этот праздник и сегодня отмечают в Беларуси, на севере и северо-западе России. Со временем произошло совмещение празднования с Рождеством, в результате чего они дополняют друг друга.

Особый путь

Особый путь

Сначала отмечают Рождество, а потом сочельник, который, по сути, представляет собой трансформированные коляды. Колядование, как и вертеп, сопровождалось также разыгрыванием сценок и пением песен.

Но в отличие от библейских сюжетов Западной Европы, в сценках на Руси часто участвовали черти, злые духи и прочая нечисть. Отсюда рождаются такие злобные персонажи, как гоголевский Вий.

Также важно отметить, что в Восточной Европе широко практиковались святочные гадания. Они были очень популярными, но при этом встречали крайнее неодобрение со стороны церкви.

Из сюжетов святок и коляды рождались некие народные истории, которые передавались из уст в уста. Когда зародился жанр рождественских рассказов, многие из них легли в основу литературных произведений. Достаточно вспомнить притчу Баранцевича «Гусарская сабля» и Бестужева-Марлинского «Страшное гадание».

Сказка ложь, да в ней намек

Сказка ложь, да в ней намек

Хотя святочные рассказы относятся к легкому жанру беллетристики, они представляют собой не просто пересказ некой истории, а нравоучительное произведение. Чаще всего повествование адресуется детям и подросткам, но и взрослым было что почерпнуть из услышанного и прочитанного. Взять того же Гоголя, Достоевского, Лескова или Чехова.

В рождественских рассказах под простым и понятным сюжетом скрыта тема ценности жизни и человеческих душ, любви и самопожертвования, доброты и сострадания. Среди героев могут быть как простые люди, так и ангелы или потусторонние силы. Основными лейтмотивами историй являются трансформация Зла в Добро, перерождение человеческой души, переосмысление и всепрощение, чудесное спасение, примирение бывших врагов.

Описание жанра

Описание жанра

Как правило, сюжет святочных рассказов разворачивается в канун и непосредственно на Рождество. В течение короткого времени герои проходят сложную трансформацию характеров через некие испытания и последующие в конце чудеса в качестве награды.

Но не все истории заканчиваются хеппи-эндом. В этих произведениях важна не счастливая концовка, а эффект перерождения. Вспомним ту же «Девочку со спичками».

По традиции повествование начинается со сложной жизненной ситуации. Например, в «Рождественской елке» Диккенса бедной бабушке нечем на праздник порадовать внучат. В «Рождественском подарке» Хлебникова похожая история – мама не может любимому ребенку приобрести подарок. В «Елочке» от Станюковича у жителей Петербурга нет средств приобрести и нарядить елку, тем самым нарушив традицию.

Но каждый раз происходит рождественское чудо. Всегда находится выход, препятствия преодолеваются, а наваждения рассеиваются. При этом чудо необязательно носит божественный, сверхъестественный характер. Чаще это некая удача, стечение обстоятельств, но под этим подразумевается, что Бог следит за нами и покровительствует достойным людям.

Гуру рождественских историй

Гуру рождественских историй

Пожалуй, самым плодовитым в русской литературе автором святочных рассказов является замечательный писатель Николай Лесков. Он был выходцем из духовенства, близок к народу, поэтому не стеснялся писать рассказы на те темы, которых избегали именитые и благородные по крови литераторы.

Николай Семенович писал в разных жанрах, порою несовместимых: церковных и приключенческо-авантюрных, сказочных и научных. Были среди них и такие известные, как повести «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша», «Воительница».

Но людям он прежде всего запомнился регулярными изданиями в канун Рождества святочных или рождественских рассказов. Он их так и помечал. Наиболее известными его произведениями в этом жанре являются «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Зверь», «Рождественская ночь в вагоне», «Жемчужное ожерелье», «На краю света» и многие другие.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится