Счастливая случайность
Его родители не имели никакого отношения к кино и, скорее всего, мысль о том, что их мальчик может стать актёром, в голову им не приходила. Это была простая интеллигентная семья, глава которой служил инженером, мама – литературным редактором, а бабушка был журналистом в популярном журнале «Крокодил».
Сам же Фёдор к своим пяти годам уже успел познать вкус славы благодаря занятиям в хоре Гостелерадио, в составе которого принимал участие в больших концертах. Внимание публики и аплодисменты его давно не удивляли.
В кино он попал почти случайно: в маршрутном такси на него обратила внимание ассистент режиссёра. Она взяла с мамы будущего актёра честное слово выслать фотографию и все анкетные данные мальчика с очень характерной внешностью на киностудию.
Его дебютом в кино стал фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где Фёдор сыграл главного героя в детстве. Роль была крохотная, всего-то и надо было бежать по полю и радоваться приезду маменьки. Но мальчик первый опыт работы в кино запомнил на всю жизнь.
Позже ему довелось воплотить на экране образ девочки Иришки в картине Никиты Михалкова «Родня». По иронии судьбы, режиссёр забраковал всех юных претенденток на эту роль, а кандидатуру Фёдора одобрил.
Следующей работой Фёдора Стукова стала роль Тома Сойера, сделавшая его знаменитым. Тогда предложения от режиссёров посыпались на мальчика, как из рога изобилия. За два года он снялся в десяти фильмах, его узнавали на улицах и просили автограф. Но он не считал себя лучше, чем тысячи других сверстников, не имевших возможности сниматься в кино. Родители никогда не создавали вокруг сына ореола звёздности, а научили относиться к своим ролям, как к обычной работе.
Они вообще никогда не оставляли Фёдора без внимания, постоянно присутствовали на съёмках. Мама стала личным ангелом-хранителем актёра, она всегда была рядом, даже когда сын уже вышел из детского возраста. Она всегда давала ему мудрые советы, была первым зрителем и критиком.
После окончания школы Фёдор Стуков поступил в Щукинское училище, затем работал в театре «Веркштатт» в Германии, но мысли остаться жить за границей у него никогда не возникало. Он вообще чувствовал, что актёрская профессия – это не совсем его призвание.
Поиски себя
Возвратившись на родину, Фёдор Стуков пошёл работать на телевидении. Впрочем, это увлечение имело под собой основу, ведь ещё в 1981 году он вёл передачи «Будильник» и «Утреннюю почту». В 1990-е телевизионные проекты захватили его целиком. Он вёл множество популярных передач, в том числе «До 16 и старше», «Лего-го!», «Мировые розыгрыши».
В своих интервью Фёдор Стуков признается: его всегда интересовала больше режиссура, но он считал, что человек без достаточного актёрского и жизненного опыта не может идти в режиссуру. Почувствовав в себе достаточную уверенность, накопленные эмоции и чувства, Фёдор Стуков стал осваивать новое для себя направление деятельности.
Сначала он режиссировал телевизионные проекты, реалити-шоу (в том числе «За стеклом»), затем стал снимать собственные фильмы и сериалы. В 2009 году на канале ТВ Центр вышел документальный сериал Фёдора Стукова «Концлагеря. Дорога в ад». Он по крупицам собирал воспоминания узников нацистских лагерей, записи из их дневников, маленькие записки.
Съёмки были непростыми, но в результате получился очень пронзительный, берущий за душу сериал об истории концлагерей с момента их создания в 1933 году до их полной ликвидации в 1945. Эта работа была очень высоко оценена зрителями и критиками, а в 2010 году удостоена национальной премии ТЭФИ за лучший документальный фильм.
Посвящение
Фёдор Стуков очень открыт во время своих интервью, но обычно старательно избегает любых вопросов о семье и личной жизни. Но после того, как на экранах страны с успехом прошёл его сериал «Восьмидесятые», режиссёр признался, что он посвятил его самому дорогому человеку в его жизни, которой не стало во время съёмок первого сезона.
Это стало неожиданной и горькой потерей в его жизни, от которой оправиться было очень трудно. Но рядом с Фёдором оставалась его любимая жена Катя, с которой он вместе уже больше 17 лет.
Это был классический служебный роман, когда сотрудничество в одном из проектов привело сначала к крепкой дружбе, а затем и к возникновению романтических чувств. Екатерина Стукова продюсер и, как признаётся режиссёр, его главная помощница и человек, на которого во всём можно положиться. А ещё она – мама их сына Тимофея, появившегося на свет в 2007 году.
Сегодня Фёдор Стуков с полным правом может назвать себя успешным режиссёром. Сам он признаётся, что со времени съёмок в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» в нём, помимо возраста, ничего особенно не изменилось. Он остался тем же жизнерадостным, непосредственным и увлечённым, как и 40 лет назад.