«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Эльдар Рязанов планировал снимать свой фильм на заснеженных ленинградских улицах. По его задумке, главная героиня должна была бежать за выброшенным из окна портретом Ипполита по хрустящим сугробам. Но так и не дождавшись осадков, режиссер решил «обхитрить природу». Его ассистенты скупили в окрестных аптеках все запасы ваты и нафталина. Первую использовали для украшения парапетов, фонарей, кустов и деревьев. Второй тонким слоем рассыпали на тротуаре, чтобы добиться характерного хруста при ходьбе.
«Девчата»
События фильма, премьера которого состоялась в 1962 году, разворачиваются в заснеженной таежной глубинке. А часть сцен должна была сниматься летом на Ялтинской киностудии. И чтобы создать видимость холодной погоды в момент, когда актер, окруженный клубами пара, входил в дом «с мороза», пиротехник получал команду и начинал пускать в кадр белый дым.
Съемки еще нескольких зимних сцен проходили в августовский зной в поселке Оленино, расположенном в Тверской области. Художникам выделили в местном леспромхозе отдельный склад, на котором они укутывали бревна ватой и засыпали их нафталином. Что касается техники, то ее заляпывали известкой. А местные еще долго вспоминали, как Николай Рыбников и Надежда Румянцева ходили в жару в теплых шапках и тулупах.
«Александр Невский»
Во время работы над фильмом Сергея Эйзенштейна стояла 30-градусная жара. И чтобы правдоподобно воспроизвести ледовое побоище, которое приходилось снимать на заасфальтированной площадке около «Мосфильма», поле пришлось залить жидким мелом. А для имитации характерного скрипа все это засыпали нафталином, смешанным с солью. Снег же заменили пожарной пеной и пенопластом.
«Война и мир»
Масштабная и дорогостоящая лента Сергея Бондарчука, работа над которой продолжалась целых семь лет, попала в Книгу рекордов Гиннеса за численность статистов, участвовавших в съемках.
Сенсационная экранизация Бородинского сражения создавалась в течение нескольких месяцев. Ее съемки начались 1 августа и закончились 4 ноября 1963 года. В кадр попало 13 500 пеших статистов, изображавших русских и французских солдат, и 1500 конников. Перед Бондарчуком стояла задача показать 120 000 человек, а поскольку в то время не было компьютерных технологий, монтажеру пришлось искать выход из положения. Он наложил два плана и за счет этого создал эффект присутствия стотысячного войска.
Для организации взрывов, нарисовать которые тогда было невозможно, пиротехник использовал 10 000 дымовых шашек, 40 т керосина и 10 т пороха.
«Человек-амфибия»
Знаменитая экранизация романа Александра Беляева, за которую не рискнул взяться ни один американский режиссер, была отснята в 1961 году. Работать над ней отважился Владимир Чеботарев. Перед тем как взяться за дело, советский режиссер пообщался с подводниками и окончательно убедился, что его затея небезнадежна. В качестве консультанта планировалось пригласить Жака-Ива Кусто, но Министерство культуры не выделило нужной суммы для его приглашения, и оператор Эдуард Розовский вынужден был выкручиваться самостоятельно.
Работа над фильмом проходила в Крыму на Черном море, небогатом на живность. А поскольку для создания красивой картинки нужны были яркие рыбки, создатели ленты придумали прикрепить к объективу подводной камеры аквариум. И именно через него осуществлялись все панорамные съемки.
«Гостья из будущего»
Многие из нас прекрасно помнят, как главный герой фильма по имени Коля путешествовал во времени. А звезды, радуга и молнии, сопровождавшие все его перемещения, создавались с помощью специально созданных оптических эффектов. Их прорисовывали в лазерной лаборатории, а потом снимали на пленку и накладывали на нужный кадр. На создание одной такой картинки требовалось не меньше месяца.
В процессе создания «Института времени», «выросшего» в московском Ботаническом саду, пришлось прибегнуть к небольшой хитрости. Макет здания, высота которого составляла всего 50 см, подвешивали на тросах. А оператор настраивал камеру так, чтобы зрителю казалось, что посреди поляны стоит громадный институт.
«Москва-Кассиопея»
Фильм, премьера которого состоялась в 1973 году, произвел неизгладимое впечатление не только на обычных зрителей, но и на именитых кинематографистов. Настоящей сенсацией стало появление в кадре одновременно трех героев, перемещающихся в невесомости. В 70-е подобное считалось настоящей фантастикой.
Для достижения такого эффекта инженеру-конструктору Валерию Павлотосу пришлось немало поднапрячься. Подумав, он создал декорацию в виде 18-метрового коридора на 12 роликовых опорах, вращающихся на 360 градусов. Актер просто бежал на камеру, жестко прикрепленную к этой конструкции.
Согласно сюжету, первый «космонавт» забегал в коридор и, наступив на тюбик с клеем, прилипал к полу. Затем он присаживался, чтобы расшнуровать ботинки, прикрепленные дополнительными болтами, и его фиксировали в этой позе при помощи спрятанных под одеждой ремней. На этом этапе коридор начинал вращаться вертикально, и в камере появлялся второй бегущий актер, а зрителю казалось, что он движется по стене. Третий космонавт, влетавший в помещение, был прикреплен к стальной трубе, с помощью которой его можно было перемещать в разные стороны.