Стоит отметить, что его торжественно открыли лишь спустя десятилетие. В этом музее собраны лучшие экспонаты истории России с древних времен до современности. Кстати, отделкой залов занимались многие известные художники, например, Иван Айвазовский и Виктор Васнецов. В этой статье можно ознакомиться с 5 ценными экспонатами, связанными с интересными историями, а также важными событиями в истории нашей великой страны.
Глобус Блау
Уникальный экспонат картографической науки, находящейся в музее, – напольный медный глобус на круглой подставке из дерева. Его высота более 2 м, а диаметр его сферы - 1,73 м. Изготовили этот занимательный глобус наследники амстердамского картографа Виллема Блау в начале 1690-х годов специально для шведского короля Карла XI. На грунтованной поверхности глобуса земной шар изображен так, как его видели известные картографы XVII века.
Так как в былые времена люди не любили оставлять пустые белые места на картах, на них изображали различных животных, мифических существ, а также цветы и растения, сплетающиеся воедино в некий замысловатый орнамент. Так что в те времена глобусы были больше предметами роскоши, нежели навигаторами. В нашу страну данный предмет попал благодаря царю Петру I. Как-то раз, во время своего путешествия по Европе, первый Император Всероссийский не смог пройти мимо этого западного изобретения, приказав его купить. Но глобус бы куплен не сразу, а лишь после длительных торгов доверенных лиц императора, которые сумели снизить цену примерно в десятикратном размере.
И в 1710 году эту западную диковинку привезли в Россию, установив в Лефортовском дворце. В 1733 году этот макет Земли переместили в Сухареву башню, где его начали использовать по назначению, а именно: по нему изучали географию в Навигацкой школе. Спустя годы глобус получил почетное место в экспозициях Кунсткамеры, затем в Румянцевском музее, а с 1912 года – уже и в Государственном историческом музее.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного
Среди уникальных экспонатов Государственного исторического музея находится императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного, считавшийся наивысшей наградой в России 1698-1917 годов. С приходом Советской власти почетный орден упразднили, а восстановили лишь в 1998 году. Сейчас в основном им торжественно награждают лидеров других стран и российских деятелей культуры.
В 1698 году Петр I прибыл в Англию, где король Вильгельм III Оранский сделал ему предложение - стать почетным рыцарем ордена Подвязки. Последний царь всея Руси отказался от предложенной ему чести, но задумался о самой идее подобного награждения. Он решил, что можно поощрять своих подданных не только землями и крепостными, а и неким символическим знаком отличия. С тех пор и было решено создать первый российский орден, который назвали во имя небесного покровителя державы. Первым такую награду получил в 1699 году сподвижник Петра I — граф Федор Головин.
Лицо, награжденное таким орденом получало военный чин третьего класса, равноценное генералу-лейтенанту, а также пожизненную пенсию. Также этот орден являлся статусным украшением, на котором некоторые кавалеры украшали звезду ордена драгоценными камнями. Это было исключительно по желанию и за свои средства. Со временем орденоносцев, которые отличились повторно, начали награждать бриллиантовым знаком и звездой, уже на средства не самих кавалеров, а императорской казны.
Кстати, существует версия, что благодаря указу императора Павла I появилась традиция девочек облачать в розовое одеяние, а мальчиков - в голубое. По его указу при обряде крещения великих князей одаривали орденом Андрея Первозванного с синей лентой, а княгинь — орденом Святой Екатерины на красной. С течением времени традиция перевязывания младенцев лентами двух гендерных цветов касалась не только императорской семьи, но и людей низшего ранга.
«12 стульев» от Генриха Гамбса
Многие знают легендарный роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев», где главный герой рьяно охотился за драгоценностями, которые были спрятаны в стульях. Прообраз этого знаменитого мебельного гарнитура можно увидеть сейчас в музее.
Императрица Екатерина II часто заказывала предметы мебели у искусного немецкого мастера Давида Рентгена, в учениках которого числился российский мастер Генрих Даниэль Гамбс. Вскоре бывший ученик создал в родном Петербурге свою личную мастерскую, которая изготавливала роскошные и качественные предметы мебели для залов Эрмитажа, Михайловского и Павловского дворца, а также других помпезных мест практически по всей территории России. Известная мастерская стала семейным делом, которое продолжили сыновья Гамбса. Их дело развивалось настолько успешно, что в XIX столетии в нашей стране почти всю качественную мебельную продукцию обобщенно называли гамбсовой мебелью.
Гамбсовые стулья и кресла много раз упоминались в отечественных литературных произведениях XIX столетия в виде некого символа комфорта, постоянства и домашнего очага. А в нашумевшей экранизации«12 стульев» легендарного режиссера Леонида Гайдая в качестве ключевого мебельного гарнитура был выбран стул изысканной формы, которая была самой популярной и востребованной в середине XIX столетия. Сейчас в музее находится подобный стул с элегантной округлой рамой, украшенной завитками, ножки которого завершаются маленькими колесиками.
Идол
В начале 1873 года русский археолог Дмитрий Самоквасов изучал загадочный и возвышенный погребальный памятник — курган Черная Могила, где были упокоены трое: взрослые мужчина и женщина, а также молодой парень. При раскопках там нашли различные предметы: посуду, оружие, драгоценности и прочее, так как раньше считалось, что все это может понадобиться в загробной жизни.
Там же исследователями была найдена диковинная фигурка человека. Профессор Самоквасов обозначил ее как образ «человека-божка (Будда?)». Данную фигурку покрывала плотная корка окислов, поэтому исследователям было нереально рассмотреть нюансы, чтобы точнее понять происхождение этого божка. Лишь через сотню с лишним лет сняли слой этих окислов и занялись реставрацией. С помощью этих манипуляций прояснилось, что это подпоясанный человечек, сжимающий рукой свою длинную бороду. Также сразу стали заметны его круглые и очень крупные глаза. По итогу ученые допустили, что в виде фигурки изобразили скандинавского бога грома и молнии Тора.
Однако спустя около тридцати лет статуэтку снова отправили на реставрацию. Уже в музее специалисты сняли оставшийся слой окислов, что помогло увидеть новые детали: босой человек сидит, скрестив ноги. Данная поза лотоса характерна восточным культурам. Да и костюм его похож на стиль восточных степных кочевников: короткий кафтан и штаны. Исходя из этого ученые полагают, эта фигурка была изготовлена в Древней Руси каким-то скандинавским мастером.
Портрет княгини Екатерины Дашковой
Подруга императрицы Екатерины II, княгиня Екатерина Дашкова - одна из наиболее просвещенных женщин тех времен, активистка государственного переворота в 1762 году. Завладев троном Екатерина II наградила Дашкову почетным орденом Святой Екатерины Большого креста, однако постепенно симпатия к своей подруге начала угасать, что привело к напряженному отношению между ними. Императрице не нравились грубоватые манеры ее приближенной и пренебрежительное отношение к фаворитам Ее Высочества.
Чтобы разрядит обстановку, княгиня попросилась уехать в Европу. На протяжении трех лет Дашкова ездила по городам Франции. Швейцарии. Англии, а также Пруссии. Везде княгиню встречали со всеми почестями. Она даже смогла получить доступ к обществу известных европейских ученых, профессоров и философов. Вернувшись на Родину в 1782 году у княгини с императрицей стали заметно теплее отношения, Дашкова даже стала директором Петербургской академии наук. Кстати, именно она предложила создать Императорскую Российскую академию, которой принадлежит издание «Толкового словаря русского языка».
Кстати, сама Дашкова помогала в его оставлении. Также на одном из заседаний княгиня предложила часто встречаемое сочетание «iо», обозначающие один звук, писать буквой «ё». Академики поддержали предложение Дашковой, так как у нее был авторитет в научной среде. Но буква «ё» приживалась еще более десяти лет, изредка появляясь в переписках и рукописях. Ученые связывают такое длительное внедрение новой буквы с неудобствами при скором письме, так как при ее написании нужно было отрывать от бумаги перо.
Как видно, женщины вносят большой вклад в развитие науки и образования. Однако в былые времена прекрасной половине человечества было трудно получить право на полное образование. Читайте далее историю первого женского университета: Как и почему женщины десятилетиями боролись за право на полноценное образование.