Золотой век испанского театра начался с творчества Лопе де Руэда. Он считается основоположником испанского национального театра. Лопе де Руэда внёс ценный вклад в развитие драматургии в Испании: создавал пасторальные диалоги и комедии, а также пасос — одноактные сценки, в которых главными героями были простые люди. До Лопе де Руэда такие интермедии уже существовали, но драматург усовершенствовал этот жанр и сделал его самостоятельным. После его изменений эти сценки стали неотъемлемой частью публичных спектаклей.
Другим, не менее важным драматургом того времени был Лопе де Вега. Его пьесы всегда содержали интригу и посвящались двум темам: любви и чести. В своих постановках Лопе де Вега отказывался от принципа единства места, времени и действия. Он оставил лишь последнее, а также объединил элементы комического и трагического. Таким образом Лопе де Вега создал классический тип испанской драмы. В его последних пьесах трагическое восприятие мира стало нарастать.
Ещё одним великим драматургом Испании является Кальдерон. Он был учеником Лопе де Вега и создал новый вид драмы, которая была такой же напряженной, как трагедии, и способной через свою образную систему вместить острейшую проблематику века.
Виды испанского театра
Самыми торжественными и масштабными пьесами были духовные. Каждый год на улицах испанских городов проходили грандиозные празднества и шествия, на которых показывали ауто сакраменталь. Этот вид театра происходил один раз в год и состоял только из одного акта.
В ту пору власти и церковь в Испании активно поощряла театральные жанры и постановки, которые основывались на религиозных сюжетах, благодаря чему ауто сакраменталь были самыми распространенными.
В таких постановках главными героями были известные библейские персонажи, а второстепенными — пастухи или пажи. Также часто встречались шуты, которые добавляли в пьесу комические нотки и выступали персонажами «от публики». В силу своего невежества они задавали вопросы, а другие персонажи разъясняли им религиозные истины, таким образом просвещая и публику.
Ауто могли быть и драматическими, и комедийными. Случалось, что в религиозных пьесах действия одного святого ошибочно приписывались другому. Это связано с тем, что авторы ауто стремились сделать сюжет захватывающим и мало заботились о достоверности.
Несколько легкомысленное отношение к духовным пьесам было не только у драматургов, но и у актёров. Они небрежно относились к своим ролям, не воспринимали своих персонажей как что-то важное и величественное. Дживелегов А. и Бояджиев Г. пишут о том, что однажды девушка, которую родители отправили на представления ауто сакраменталь для укрепления духовных чувств, слишком впечатлилась этими пьесами и бежала с актером, который исполнял роль Иисуса Христа .
Бродячие актёры должны были играть религиозные роли — в этом была явная нелепица.
Иным видом испанского театра был публичный. Представления показывались в кораллях. Это такой театр, который с четырех сторон был окружён домами. Получается, что сцена была во дворе этих зданий. Там, как и в публичных (открытых) театрах Англии актёры с трёх сторон были окружены публикой.
Прямо перед подмостками были скамьи для богатых слоёв населения, члены которых также располагались на ярусах выше. В партере, который в Испании называется патио, стоя наблюдали за происходящим бедняки. Женщины сидели в отдельной ложе, которая называлась «cazuela» (кастрюля).
Тогда существовала необычная традиция: чтобы познакомиться с девушкой, мужчина кидал ей апельсин. Если она тоже бросала ему этот фрукт — это означало её согласие, но если дама предпочитала запустить в поклонника лимон — она была явно против общения.
При этом важно знать, что в Испании женские роли исполнялись девушками, а не мужчинами, как в Англии.
Спектакли начинались с лоа — похвалы. На сцену выходил драматург или актёр труппы и хвалил в первую очередь терпение зрителей, которые ждали на улице начала спектакля два часа, их город, их наряды и самих актёров. После такого лестного вступления могло быть краткое описание предстоящей пьесы. В публичном театре ключевым моментом было завоевание внимания публики. Для этого перед спектаклем на сцене выступали певцы.
Акты в испанских пьесах назывались «хорнады» (дни). Таким образом драматурги показывали в одном действии события, которые в пьесе произошли за сутки. После каждой хорнады на сцене разыгрывались интермедии, которые имели отдельный комедийный сюжет, не связанный с главным повествованием.
После всех прологов и подготовок к спектаклю наконец-то начинался первый акт, в котором зрители видели завязку и острый конфликт. Затем разыгрывалась интермедия и вторая хорнада, в которой отношения героев становились запутанными. Перед третьим актом была танцевальная сценка с песнями и плясками, в ней также могли изображаться поцелуи и объятия. В последней хорнаде наступала развязка, которая происходила стремительно — все интриги приходили к логическому концу.
Спектакль завершался танцами, в которых участвовали и актёры, и зрители, что оставляло у публики хорошее впечатление и ощущение причастности к происходящему на сцене.