Авторский стиль
И зрители, и критики знали, что фон Триер никогда не являлся “обычным” постановщиком. Во всех его картинах заметен свой стиль. Все предыдущие работы на ура принимались публикой, но в этот раз получилось иначе. Около 100 зрителей, придя на премьеру нового фильма режиссера, устроили массовый протест, покинув сеанс со словами “Это отвратительно”. Далее недовольные зрители продолжили обсуждение в Twitter, давая детальные комментарии об отдельных сценах картины и сюжете в целом.
“Как вообще допустили такой фильм к показу? Это нечто нечеловечное: видеть расстрелянных и убитых детей – далеко не искусство и не развлечение, – рассуждает журналист Рамин Сетудех. – Никогда не мог подумать, что это покажут в Каннах. Ошибочный фильм, которого не должно было существовать”.
Причина раздора
Она кроется в истории об обычном на первый взгляд мужчине, живущем в небольшом городке. По профессии он инженер-архитектор, но хочет стать кем-то больше. Чтобы найти себя в творчестве, герой придумывает изощренные способы убийства своих жертв.
Насилие изобилует в таком количестве, что смотреть фильм становится невозможно. Это неправильное отношение к женщинам и всем людям в целом некоторые критики поспешили сравнить с “геноцидом”: в одной из сцен герой убивает детей, что стало для многих зрителей шоком и последней каплей, чтобы уйти с просмотра. А еще герой описывает, с чего начались его злоключения и ради какой цели он творит подобное “искусство”.
Джек уверен, что убийство – особый вид искусства. Он относится к своим умершим жертвам не как к игрушкам, а как к “прекрасным созданиям”, превращая их в инсталляции. Он, словно владелец собственной галереи, подбирает новые экспозиции будущих жертв, оставаясь бескомпромиссным, холодным творцом. А внешнее преобразование Джека в финале фильма погружает его в образ Антихриста, от которого исходит вселенское зло.
Зрители, ушедшие с премьеры “Джека…”, не смогли принять и понять героя таким, каким он есть – больным человеком, ранимым в детстве, одержимым оттачивать свое "мастерство", пока не получится идеальное убийство.
Идеальный фильм жестокости
Ларс фон Триер сотворил собственный “дом смерти”. Он будто издевается над героем, в то же время заставляет его принимать решения самостоятельно. Даже в мелочах (как, например, красный цвет, который присутствует в фильме довольно часто) прослеживается внутреннее состояние Джека, который еще не уверен. А помогают ему внешние обстоятельства. Так, героиня Умы Турман буквально напрашивается на убийство, за что, собственно, и получает удар домкратом. Вообще, красный цвет, по аналогии с цветом крови и последующей смерти, на всем протяжении фильма остается символом, знаком, предупреждением. Там, где появляются вещи красного цвета, появляется вскоре убийство.
Первая половина фильма “цепляет”, погружает в пучину шока и мрака, парализует. Однако с середины сюжетные повороты медленно превращаются в знакомые сцены, и линия предсказуемости теряется.
Успех или провал?
Если обратиться к прошлым работам Фон Триера, можно проследить, что все они касались женщин и их нелегких судеб. Сейчас он решил сменить направление и сделал фильм о мужчине-дьяволе.
И хотя зрители поспешно покинули зал, не в силах смотреть на то, с какой легкостью и непринужденностью герой убивает женщин и детей, демонстрируя отсутствие сострадания, те, кто досмотрел картину до конца, подарили-таки режиссеру овации, которых он ждал.
Так, одна из сцен, когда жертва надрывается криком в надежде, что кто-нибудь услышит ее через окно, говорит об окружающем безразличии. И в этом тоже есть свой смысл. Вряд ли “Джек…” получит “Оскара”, но это, несомненно, противоречивый фильм, о котором еще долго будут говорить.