Карл Биттер: австрийский эмигрант, ставший президентом Национального общества скульпторов США
610
просмотров
Карл Биттер — знаменитый американский скульптор, трагически погибший в расцвете сил под колесами автомобиля. Почему он покинул родину и долгие годы не мог вернуться в Вену.

Карл Биттер (Karl Bitter; 6 декабря 1867 — 9 апреля 1915 гг.) — известный американский скульптор австрийского происхождения, выдающийся мастер неоклассицизма конца XIX — начала ХХ веков. Карл Биттер прославился созданием декоративных рельефных украшений на фасадах муниципальных зданий и частных резиденций. Среди лучших шедевров творчества художника имеются также многочисленные памятники видных соотечественников. В биографии мастера есть немало интересных фактов и примечательных событий.

Карл Биттер. 1905

Карл Биттер был одним из наиболее успешных эмигрантов из числа представителей творческих профессий в истории США. В течение жизни он получил множество заслуженных наград от американского правительства, а незадолго до трагической гибели был избран президентом Национального общества скульпторов.

Карл Биттер. «Бронзовые ворота» Троицкой церкви в Нью-Йорке, 1891

Биография Карла Биттера

Карл Биттер родился 6 декабря 1867 года в Вене в семье аптекаря. Воспитанием будущего художника и его двух братьев занималась мать-домохозяйка, которая привила детям любовь к религии и искусству. Вопреки воле отца, который хотел, чтобы его сыновья стали профессиональными юристами, Карл в возрасте 14 лет бросил учебу в престижной гимназии и поступил в Венскую школу прикладных искусств.

Карл Биттер. Рельеф «Дух транспорта», 1894

Затем молодой человек продолжил обучение в Австрийской академии живописи и скульптуры под руководством Эдмунда Хельмера (Edmund Hellmer), а после получения диплома устроился помощником в мастерскую известного скульптора Йозефа Каффсака (Joseph Kaffsack). Под влиянием опытного наставника Биттер увлекся изготовлением архитектурного декора для зданий и очень скоро добился первых успехов на этом поприще.

Карл Биттер. Символы правительства на здании Американской таможни имени Александра Гамильтона, 1895

Но в конце 1880-х годов молодого скульптора призвали в австрийскую армию и ему пришлось на время оставить профессиональную карьеру. После нескольких лет военной службы армейское начальство предоставило Биттеру короткий отпуск, по окончании которого он должен был прибыть в свою воинскую часть.

Карл Биттер. Фигура Жанны д'Арк на здании Biltmore Estate, 1895

Однако Карл, навестив родителей, решил больше не возвращаться на службу. Он тайком добрался до одного из немецких морских портов и сел на пароход, отплывающий в Америку. А в конце ноября 1889 года, когда армейское руководство начало активные поиски дезертира, юноша уже прибыл в Нью-Йорк, где начался новый этап его жизни.

Карл Биттер. Кариатиды на здании собора Святого Павла, 1896

Приехав в США, Карл Биттер сразу же подал документы на получение американского гражданства и устроился на работу в компанию, которая занималась изготовлением архитектурного декора для фасадов зданий. Спустя несколько месяцев молодой скульптор подал заявку на участие конкурсе по изготовлению ворот для Троицкой церкви в Нью-Йорке и неожиданно для многих стал победителем престижного творческого соревнования.

Карл Биттер. Скульптура «Доктор Уильям Пеппер», 1899

Это событие стало переломным этапом в его карьере. На заработанные в конкурсе деньги Карл Биттер смог обустроить собственную студию, а благодаря широкому признанию публики очень скоро приобрел множество заказчиков. На талантливого художника обратил внимание самый известный архитектор Нью-Йорка Ричард Моррис Хант (Richard Morris Hunt), который предложил Карлу выгодное сотрудничество.

Карл Биттер. Скульптура и кариатиды западного фасада здания Апелляционного суда, 1902

К 30 годам Биттер стал признанным мастером скульптуры, чьи многочисленные работы украшали здания в Нью-Йорке, Чикаго и других городах США. В 1898 году он получил американское гражданство и переехал в Филадельфию, где вскоре женился на дочери немецких эмигрантов Мэри Шевилл. В счастливом браке у него появилось на свет трое детей — два сына (Фрэнсис и Джон) и дочь Мариетта.

Карл Биттер. Мемориал Генри Вилларда, 1904

Профессиональная карьера Карла Биттера сложилась очень успешно. В начале ХХ века он вновь вернулся в Нью-Йорк, где обустроил художественную мастерскую со множеством помощников. Помимо изготовления архитектурных декоративных рельефов, мастер много времени и сил посвящал созданию монументальных и надгробных памятников.

Карл Биттер. Памятник Александру Гамильтону в Здании суда округа Кайахога (Кливленд, Огайо), 1909-1911

В 1909 году австрийский император своим указом амнистировал Биттера за дезертирство из армии. Воспользовавшись этим обстоятельством, скульптор с детьми и женой смог навестить родную Вену, но, несмотря на настойчивые призывы властей остаться, вернулся в Америку.

Карл Биттер. Памятник Карлу Шурцу, 1913

Гениальный мастер с удовольствием занимался созданием новых шедевров, накопил огромное состояние и добился всемирного признания. Он строил грандиозные планы на будущее, которым не суждено было сбыться. 9 апреля 1915 года Карл Биттер после спектакля прогуливался с женой по тротуару возле Метрополитен-опера, когда внезапно на них налетел автомобиль, утративший управление. Скульптор успел оттолкнуть супругу в сторону, но сам попал под колеса транспортного средства и моментально скончался на месте аварии. На момент смерти ему было всего 47 лет.

Карл Биттер. Мемориальный фонтан Депью, 1915

Самые известные работы Карла Биттера

Знаменитый художник успел за свою карьеру создать десятки прекрасных шедевров. И все же, самыми известными работами Карла Биттера считаются:

  • «Бронзовые ворота» Троицкой церкви в Нью-Йорке (1891) — величественное произведение, украшающее центральный вход в старинный храм, построенный в готическом стиле. Этот шедевр находится в самом центре города, рядом с Бродвеем и Уолл-стрит.
  • Рельеф «Дух транспорта» (1894) — многофигурная скульптурная композиция, созданная автором для центрального железнодорожного вокзала в Филадельфии. В наши дни этот шедевр украшает зал ожидания вокзала 30th Street Station в том же городе.
  • Символы правительства на здании Американской таможни имени Александра Гамильтона (1895) — аллегорическое произведение с изображениями орла и двух женских фигур. Работа установлена над главным входом в таможню на крыше фасада здания над центральным входом.
  • Памятник Францу Сигелю (1907) — монумент, посвященный видному участнику Гражданской войны в Америке. Конная скульптура находится в Нью-Йорке, на пересечении 106-й улицы и Риверсайд-драйв.
Карл Биттер. Памятник Францу Сигелю, 1907

Карл Биттер по праву принадлежит к числу величайших скульпторов США всех времен. Он прожил короткую, но очень насыщенную событиями жизнь и оставил потомкам множество уникальных произведений искусства.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится