У Сальвадора Дали много заслуг. Самый известный представитель сюрреализма родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерасе. Как личность Дали был эксцентричен, непредсказуем и искренне считал себя величайшим художником своего времени. Сегодня с этим весьма трудно спорить – в самом деле, именно его кисти принадлежат одни из самых влиятельных произведений прошлого века.
Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я Сальвадор Дали
В 2011 году его картина «Портрет Поля Элюара» ушла с молотка за 22,4 млн долларов, став, по данным Bloomberg, самой дорогой проданной на аукционе сюрреалистической картиной в мире, а знаменитые «Мягкие часы» и по сей день возбуждают жаркие дискуссии в среде искусствоведов. Откуда же художник черпал вдохновение и идеи для своих загадочных картин? Как и многие мастера до него, Дали часто обращался к наследию своих коллег, удивлявших мир искусства задолго до его появления на свет.
Начиная с ранних картин Дали и заканчивая его поздними творениями, в работах художника очевидно угадывается влияние испанского барокко семнадцатого века – периода, известного также как золотой век испанской живописи.
Интерес к искусству барокко появился у Дали ещё в студенческие годы, когда художник проводил часы в Национальном музее Прадо в Мадриде, внимательно изучая картины старых испанских мастеров. Будучи последователем сюрреализма, Дали разделял и основные идеи направления, согласно которым стиль барокко – это отнюдь не простой исторический период, канувший в лету, а нечто вечное и неизменно повторяющееся.
Благодаря обращению к барочной живописи в своих картинах Дали полагал, что может считать себя мастером, равным величайшим испанским художникам, которых сам он часто так или иначе цитировал. Так, он нередко заимствовал популярные образы того времени и вкраивал их в собственные произведения, как, в частности, можно наблюдать на картинах, представленных ниже. В «Открытии Америки Христофором Колумбом» Дали изображает свою жену Галу в образе Девы Марии. Художественным прецедентом для подобного вполне могли послужить многочисленные трактовки на эту тему испанского живописца Бартоломе Мурильо.
И всё же одному художнику в творчестве Сальвадора Дали отводилось особое внимание. Им был знаменитый испанский живописец, придворный художник короля Испании Филиппа IV – Диего Веласкес. Дали восхищал фотореалистичный стиль Веласкеса и необычная техника, где «распределение и размещение цвета», по его мнению, были сравнимы с работами импрессионистов.
В сюрреалистический период амбиции Дали состояли в том, чтобы изобразить образы иррациональности с большой точностью, и для этой цели, по утверждениям художника, следовало использовать образные средства выражения. Из наследия Веласкеса Дали особенно выделял картину «Менины», репродукция которой висела у него в студии. В частности, художнику приглянулся приём Веласкеса, заключавшийся в изображении самого мастера на собственном полотне в образе живописца.
Подобное цитирование можно, например, встретить в картине Дали «Апофеоз доллара». Это одна из самых больших и сложных работ испанского мастера. Холст 295×406 см пестрит многочисленными деталями, разглядывать которые можно часами.
На самом деле, эта необычная картина хранит в себе целое множество различных отсылок, однако все они представляют предмет отдельного разговора. Мы с вами обратим внимание на правый нижний угол картины. Здесь Дали изображает самого себя в образе знакомого нам Веласкеса – с палитрой и кистями в руке. К слову, женщина, позирующая ему, это снова его жена – Гала.
Похожий автопортрет Дали мы можем наблюдать и в другой его картине – «Вселенский Собор».
Дали вновь изображен на ней в нижнем углу и с неизменными атрибутами работ Веласкеса - палитрой, кистью и чистым холстом на мольберте. Холст призван определять Дали в качестве автора картины, как и на «Менинах» Веласкеса. Точно так же автопортрет Дали на «Вселенском соборе» требует от зрителя признания художника и в некотором роде утверждает вневременный статус старого испанского мастера.
Диего Веласкес действительно был кумиром Дали, однако даже его техника и владение цветом не были, по мнению художника, непревзойдёнными. В личной классификации Дали, которую он представил в трактате о живописи «Пятьдесят волшебных секретов мастерства» (1948), содержащем сравнительный анализ качеств, которыми должен обладать художник (техника, вдохновение, сюжет, цвет, гениальность, оригинальность, композиция, тайна и подлинность), Веласкеса опережает другой знаменитый живописец, к слову, не имеющий испанских корней. Речь идет о нидерландском художнике Яне Вермеере.
В этом ключе нельзя не упомянуть ещё одну выдающуюся картину Дали. Это его замечательные «Исчезающие образы» – работа, которую художник представил на открытии своей выставки в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке в 1939 году. Это одно из самых известных двойственных изображений, созданных его «параноидально-критическим методом».
На первый взгляд, перед нами на картине изображена девушка у портьеры. В руках она держит письмо, которое внимательно читает. Позади нее на стене висит карта, а перед фигурой, вероятно, находится окно, из которого в комнату попадает мягкий дневной свет. Всё это содержит в себе прямое цитирование серии картин Вермеера, посвященной образу женщины, читающей письмо.
Схожий интерьер, практически идентичные женские фигуры вкупе с личным восхищением Дали своим голландским коллегой не оставляют сомнений – это дань уважения одному из непревзойдённых мастеров XVII века. Однако это не единственная отсылка, скрытая в картине. Если не приближаться к полотну, а смотреть на него как бы издалека, перед зрителем начнет вырисовываться другой образ – профиль взрослого мужчины с характерными усами. Это, конечно, же Диего Веласкес. Так, благодаря оригинальному двойному решению, в одной единственной картине мы можем наблюдать присутствие сразу двух выдающихся фигур мира искусства.
Конечно, не стоит забывать и о самом Дали, чей гений проявляется хотя бы в мастерском сохранении вермееровской игры света на щеке старика или же на стене. И несмотря на то, что картина является по сути своей цитированием и обращением к шедеврам прошлых веков, она тем не менее хранит в себе уникальность и неповторимый, свойственный лишь Дали художественный стиль.
Но что же до знаменитых усов испанца?
Нетрудно догадаться, что и в этом случае художник черпал вдохновение из прошлого. Разгадка кроется в многочисленных портретах Филиппа IV, принадлежащих кисти Веласкеса. И пускай сам монарх был далёк от образа идеального правителя, его усы заполучили свою долю внимания и стали буквально фирменным знаком Сальвадора Дали – несравненного гения сюрреализма.