Картины в картинах: Тайный ужин, связавший Ван Гога и Леонардо да Винчи
608
просмотров
Большинству людей Винсент Ван Гог знаком как художник, нарисовавший «Звёздную ночь» и отрезавший себе ухо. Тем не менее, картины нидерландского живописца хранят гораздо больше тайн и секретных посланий, чем может показаться на первый взгляд.

Об этом свидетельствует недавно высказанная теория о том, что одно из самых известных произведений Ван Гога «Ночная терраса кафе» содержит намёк на ещё более известную картину – «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498 гг.

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа со своими 12 учениками. На итальянском картина называется «Ultima Cena», что переводится как «Последний ужин». Искусствоведы сходятся во мнении, что Леонардо да Винчи на своей фреске намеривался изобразить ключевое событие вечера, т.е. предсказание Иисуса о предательстве одного из учеников – Иуды (он на картине сидит по правую руку от Христа, в синем, с тёмными волосами и бородой).

Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888 г.

На картине Ван Гога же изображена группа анонимных посетителей, коротающих вечер за столиками во французском городе Арле. Казалось бы, мало общего. Однако, по мнению независимого исследователя Джареда Бакстера, люди на картине могут оказаться не такими уж безымянными. Бакстер полагает, что Ван Гог тонко вставил «Тайную вечерю» да Винчи – или, по крайней мере, сам «жанр» картин «Тайной вечери» – в свою «Ночную террасу кафе».

Винсент Ван Гог, «Автопортрет», 1887 г.

Следует отметить, что подобные религиозные намёки не были бы слишком уж необычными для Ван Гога. Прежде чем посвятить себя живописи, известный художник хотел «проповедовать Евангелие повсюду», а его отец, Теодор Ван Гог, был пастором голландской реформатской церкви. Дядя Винсента был известным голландским теологом и библейским учёным и помогал своему племяннику в его усилиях стать проповедником несмотря на то, что последний неоднократно терпел неудачи.

Во время работы над «Ночной террасой кафе» Ван Гог писал своему брату Тео Ван Гогу следующее: «У меня ужасная потребность — я произнесу это слово — религия».

В доказательство своей теории Бакстер указывает на различия между окончательным вариантом картины и предварительными набросками. Исследователь убежден в том, что художник впоследствии специально включил в картину некоторые потенциально религиозные элементы.

Так, на первоначальном рисунке изображено обычное полунаполненное кафе в Арле ночью. Для окончательной версии Ван Гог изменил количество посетителей, чтобы вышло 12 человек, равнозначно числу апостолов.

Также в заключительной работе можно увидеть темную фигуру, выходящую через дверной проем. Это, вероятно, Иуда. На груди у центральной длинноволосой фигуры, одетой в нечто, напоминающее белую тунику (согласно теории, символизирует самого Иисуса Христа), в окончательном варианте появился крест. Для того, чтобы это увидеть, необходимо сильно приблизить изображение.

Это не единственный символ креста на картине. Наиболее же очевидный образован оконной рамой, располагающейся за спиной официанта (он гораздо более стилизован по сравнению с оконными рамами через улицу). Третий расположен в переулке в центре картины. Исследователь предполагает, что Ван Гог намеренно вставил несколько крестов в картину, вдохновившись одним из рисунков своего друга Эмиля Бернара «Женщина, моющая себя», где оконная рама на заднем фоне также образует крест.

«Женщина, моющая себя» Эмиля Бернара и фрагменты «Ночной террасы кафе» Ван Гога

Конечно, эти религиозные символы могут быть непреднамеренными. Тем не менее, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дебора Сильверман в книге «Ван Гог и Гоген: В поисках сакрального искусства» отметила, что «искусство Ван Гога превратилось к 1888 году в символический проект, который можно назвать “священным реализмом”». А японский историк искусства Цукаса Кодэра в 1990-х годах выпустил несколько книг об использовании Ван Гогом мифологии и христианства, утверждая, что в таких картинах, как, например, «Сеятель» – также 1888 года – Ван Гог «превратил солнце в нимб».

Винсент Ван Гог, «Сеятель», 1888 г.

Подобное золотое свечение можно наблюдать и в «Ночной террасе кафе» – свет, исходящий от фонаря над центральной фигурой, служит ей ореолом.

Таким образом, если Бакстер и другие правы, вполне можно говорить о том, что Ван Гог следовал устоявшейся традиции голландских художников, часто дополнявших свои работы второстепенным смыслом. Примером, конечно, служит и Ян ван Эйк с его символами семейной жизни в «Портрете четы Арнольфини», и «Нидерландские пословицы» Брейгеля Старшего, где деревенская жизнь используется для иллюстрации знаменитых афоризмов, и таинственный символизм Рембрандта, и т.д.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434 г.
Питер Брейгель Старший, «Нидерландские пословицы», 1559 г.

И, конечно же, эта традиция была не чужда самому Леонардо да Винчи. Гипотеза о кодах и сообщениях, спрятанных в «Тайной вечере», породила бесчисленные научные статьи, теории заговора, фантастику и даже фильм-блокбастер. Некоторые могут посчитать такие спекуляции бессмысленными, так как нам, вероятно, никогда не удастся полностью разгадать исторические тайны искусства.

Леонардо да Винчи, «Туринский автопортрет», 1513 г.

Сам Джаред Бакстер высказывается на этот счёт так:

Я думаю, что если вы поместите 12 искусствоведов в одну комнату, то получите 13 определений того, что такое символическое искусство.

И всё же исследователь надеется, что эта тайна отчасти может напоминать «Код Да Винчи» Дэна Брауна – захватывающую идею, которую способен оценить любой поклонник искусства, – когда один из мировых шедевров живописи оказывается спрятан в другом.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится