Под покровительством Мамонтова
Гениальный художник-керамист Петр Ваулин родился в 1870 году на Урале, в селе Черемисском – в большой деревенской семье. Кстати, на протяжении всей жизни он сохранил крестьянскую привычку одеваться просто, быть неприхотливым в бытовых вопросах и абсолютно открытым в общении.
Получив в 1888 году стипендию от Земства, юноша поступил в Красноуфимскую сельскохозяйственную школу, где получил специализацию «гончарное ремесло». Молодой человек так увлекся этим искусством, что по окончании школы решил постичь его до мелочей – но не для того, чтобы копировать чужие наработки, а с мечтой создать нечто свое – уникальное. С этой целью Ваулин посетил заводы керамики не только в России, но и в Финляндии, ознакомился с самыми разными технологиями, что дало ему почву для собственных экспериментов в будущем.
В 1890-м молодого талантливого мастера пригласили руководить мастерской в Костромском техническом училище и примерно в этот же период в имении Саввы Мамонтова Абрамцево открылись художественные мастерские. Руководить ими меценат предложил Ваулину.
Как известно Мамонтов обладал талантом безошибочно отыскивать таланты, и под его покровительством уникальный дар мастера получил прекрасное развитие. Ваулин собрал вокруг себя талантливых художников, одержимых страстью к керамике и желанием учиться, перенимать опыт и экспериментировать.
В качестве главного технолога мастерских Ваулин самозабвенно занимался исследованиями, разрабатывал новые виды глазури и совершенствовал уже созданные. В Абрамцеве при участии художника Михаила Врубеля был возрожден «рецепт» так называемой металлизированной глазури в технике восстановительного обжига, которую успешно применяли в Испании в XIII-XV вв.
Работой мастерских в Абрамцеве Ваулин руководил более десяти лет. В этот период родилось немало шедевров – например, майоличная облицовка гостиницы «Метрополь», выполненная по эскизам Михаила Врубеля, панно на здании Ярославского вокзала изготовленное по эскизам Константина Коровина, керамические шедевры на здании Третьяковской галереи на основе эскизов Виктора Васнецова.
Многие архитекторы сходятся на том, что без абрамцевской майолики невозможно было бы сформироваться русскому модерну в том его уникальном виде, который до сих пор восхищает весь мир – с элементами русского фольклора и зодчества в византийском стиле.
Украинский период творчества
В начале прошлого века Петр Ваулин переехал на Украину. Здесь, в Миргороде, он начал преподавать в художественно-промышленной школе им. Гоголя. Однако страсть к экспериментам не дает ему покоя. Вместе со своими учениками, которым передалась творческая одержимость Ваулина, он разрабатывает новое направление знаменитой миргородской керамики. Суть ее в том, что перед глазурированием на керамическую поверхность наносятся цветные ангобы (тонкие слои сырой глины).
На Украине Ваулин создал немало шедевров. Более того, он собрал огромную коллекцию старинных изделий работы местных мастеров и организовывал музей, на основе которого был впоследствии создан Государственный музей гончарного искусства (Национальный музей украинского гончарства).
Его майолику заказывали не только россияне
Желая распространить свой опыт везде, где только можно, Ваулин покидает Украину и переезжает в 1906 году в Петербург. Недалеко от города на Неве, в селе Кикерино, он открыл «Кикеринский завод художественной керамики» – совместно с Осипом Гельдвейном, который отвечал за финансовую составляющую предприятия. В этих краях мастера привлекло уникальное местное сырье – так называемая синяя глина.
В «кикеринский» период в Петербурге появилось немало архитектурных шедевров работы Ваулина. Значительную часть работ в эти годы он создал в том числе совместно с великим Николаем Рерихом. В числе таких питерских проектов – уникальные фризы на фасадах дома Бадаева и дома страхового общества «Россия».
У мастерской «Гельдвейн-Ваулин» не было отбоя от заказов, Ваулин брался за любую работу, отдаваясь ей полностью. В числе его клиентов были как российские, так и зарубежные ценители майолики. Их заказы выполняли лучшие керамисты. Завод в Кикерине выпускал в огромных количествах как майолику для фасадов зданий, так и изразцы для каминов и печей.
Жизнь при большевиках
После революции Петр Ваулин продолжал передавать свой опыт мастерам. Когда его мастерскую национализировали и переименовали в завод «Горн», он остался на нем работать в должности технического директора. Он также трудился на Фарфоровом заводе им. Ломоносова и был консультантом фарфорового предприятия «Пролетарий».
На протяжении всей жизни Петр Ваулин не только не скрывал секретов своего ремесла, но и щедро делился ими с другими мастерами, передавая наработки и опыт. Результаты его экспериментов регулярно публиковал журнал «Керамическое обозрение». Все свои средства мастер вкладывал в развитие отечественного искусства керамики.
Однако избежать ареста в суровые годы репрессий ему не удалось. В 1934-м он был выслан в Куйбышев. Там ему было позволено работать в местных научно-исследовательских институтах.
Последние годы жизни Пётр Ваулин провел в Ворошиловграде (ныне – Луганске), где преподавал в техникуме. Даже во время оккупации города он продолжал заниматься своим любимым делом: работал управляющим-консультантом на кирпичном заводе, открыв мастерскую вместе со своим сыном и мечтая наладить обучение мастеров керамики, несмотря на то, что предприятие было под контролем немцев. Это сыграло в его жизни роковую роль: после освобождения города советскими войсками Ваулина обвинили в пособничестве фашистам, арестовали и отправили в тюрьму как изменника Родины. Скончался он в 1943 году, в заключении.
Через много лет после смерти, уже в 1989-м, великого мастера реабилитировали. При пересмотре уголовного дела в его действиях не было найдено состава преступления.
Работа Ваулина и других мастеров в усадьбе Мамонтова принесла России немало шедевров. Мастерские Абрамцева достойны отдельного рассказа. Рекомендуем прочитать о том, как меценат Савва Мамонтов возродил русскую керамику