Кинетическое искусство или кинетизм (от греческого kinetikos — «движение») — это направление современного изобразительного искусства, в котором произведение, созданное художником, или некоторые его части находятся в движении, пока за ним наблюдает зритель. В кинетическом искусстве объекты (подвижные скульптуры) приводятся в действие с помощью двигателя, энергии воздуха или самим наблюдателем. Они также могут издавать всевозможные звуки для усиления эстетического воздействия на человека.
Кинетическое искусство основано на стремлении автора воплотить в реальность недоступную для традиционных живописи и скульптуры идею подвижности своего произведения. Зритель получает возможность лицезреть не статичный, а находящийся в активном взаимодействии с окружающей средой художественный объект.
История кинетического искусства
Кинетическое искусство имеет глубокие исторические корни. Первые попытки создания движущихся скульптур, механизмов и игрушек датированы еще античной эпохой. Сохранились многочисленные документальные свидетельства о создании движущихся статуй, фигур птиц и животных греческими мастерами. Большинство таких объектов не имели практического назначения и были предназначены для развлечения публики.
После изобретения в XVI веке часов с пружинным приводом в Европе приобрели большую популярность автоматоны — всевозможные марионетки с механическим приводом. Они умели двигаться и часто издавали разные звуки. Самым известным мастером по производству автоматонов был француз Жак де Вокансон (Jacques de Vaucanson).
С начала XVIII века во многих европейских городах на ратушах начали появляться массивные часы с движущимися механизмами. Стилизованные фигурки людей и животных каждый час приходили в движение под музыку, совершая незамысловатые действия. А самые богатые особы того времени для своих роскошных дворцов заказывали у мастеров металлические часовые автоматы, покрытые позолотой.
Но вплоть до начала ХХ века изготовление движущихся художественных объектов было ограничено сферой декоративно-прикладного искусства. Создавая свои работы, мастера преследовали конкретную цель — стремились развлечь публику.
Первыми заявили о желании воспеть движение в своем творчестве сторонники одного из течений авангардного искусства — футуристы. Для этого были нужны новые способы отображения реальности, отличающиеся от используемых в классической живописи и скульптуре.
Футуристы, дадаисты и конструктивисты начали проводить творческие эксперименты, пытаясь преодолеть классическую неподвижность произведений искусства. В числе многих других художников попытался решить эту творческую проблему и Марсель Дюшан (Marcel Duchamp). В 1913 году он создал знаменитый реди-мейд «Велосипедное колесо» — первый, по мнению большинства специалистов, шедевр кинетического искусства.
Идеи кинетизма в России в 1919 году попытался воплотить в грандиозном «Памятнике III Коммунистического интернационала» родоначальник конструктивизма Владимир Татлин. По замыслу автора огромная 400-метровая башня с разнообразными движущимися элементами должна была украсить здание руководства Коминтерна. Однако проект так и не был реализован на практике. Уменьшенные модели Башни Татлина сегодня находятся в Третьяковской галерее и нескольких других музеях мира.
Американец Александр Колдер (Alexander Calder) в начале 30-х годов ХХ века начал создавать из проволоки необычные динамические конструкции, которые приводились в действие электромотором или при малейших колебаниях воздуха — «мобили». Оригинальные произведения искусства небольших размеров, изготовленные последователями Колдера, быстро приобрели популярность и нашли широкое применение в сфере дизайна интерьера для украшения помещений.
Однако полноценное рождение кинетического искусства произошло только в 1955 году, по прошествии выставки «Движение» в парижской галерее Дениз Рене (Denise René). Здесь наряду с образцами оп-арта впервые были представлены для широкой публики произведения последователей кинетизма:
- Яакова Агама (Yaacov Agam; род. 1928 г.);
- Поля Бюри (Pol Bury; 1922-2005 гг.);
- Жана Тэнгли (Jean Tinguely; 1925-1991 гг.).
- Хесуса Рафаэля Сото (Jesús Rafael Soto; 1923-2005 гг.).
Появление кинетического искусства стало заметным событием в мировой культуре. На протяжении последующих 10 лет работы кинетистов находились в центре внимания широкой публики. Сверхавангардное течение в те времена олицетворяло собой самые модные художественные тенденции современности и вызывало жаркие споры критиков.
Но уже в 1965 году интерес к кинетизму резко снизился, его идеи перестали будоражить общество. Кинетическое искусство не только навсегда стало частью мировой культуры, но и нашло практическое применение в сфере уличной рекламы и дизайна.
Яркие представители кинетического искусства
Среди множества выдающихся художников середины ХХ века последователи кинетизма занимают достойное место. Сегодня их работы по праву считаются уникальными образцами мирового культурного наследия. По мнению профессионалов, наиболее яркие представители кинетического искусства:
- Николя Шеффер (Nicolas Schöffer) — французский художник венгерского происхождения. Вдохновившись идеями кинетического искусства, Шеффнер не только создал множество трехмерных подвижных работ, но и стал родоначальником кибернетического искусства и видеоарта.
- Хулио ле Парк (Julio Le Parc) — аргентинский мастер кинетизма и оп-арта. Помимо широкого признания в сфере искусства, известен активной жизненной позицией в борьбе за права человека с диктаторскими режимами Латинской Америки.
- Жан Тэнгли (Jean Tinguely) — швейцарский создатель огромного количества кинетических работ. Тэнгли завоевал особую признательность публики после создания уникальных фантастических движущихся машин, которые самоуничтожались на глазах изумленной публики.
- Хесус Рафаэль Сото (Jesús Rafael Soto) — венесуэльский художник, прославившийся на весь мир оригинальными вибрирующими картинами. Сото был яростным сторонником идеи активного привлечения зрителя к участию в творческом процессе, на протяжении всей жизни изучал оптические иллюзии и использовал их в своей работе.